ვიასც სუსტი ნერვები გაქვთ ნუ წაიკითხავთ!
სტატიის ორიგინალი შეგიძლიათ ნახოთ ამ გვერდზე
http://www.apn.ru/publications/article21290.htm
ÐПРÐПÐ
2009-02-04 Ð‘Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð‘Ð¾Ñ€Ð¸Ñов
ДеÑÑƒÐ²ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸
СуверенитеÌÑ‚ (souveraineté — Ð²ÐµÑ€Ñ…Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°Ñть) — Ñто
неотчуждаемое юридичеÑкое качеÑтво незавиÑимого гоÑударÑтва,
Ñимволизирующее его политико-правовую ÑамоÑтоÑтельноÑть, выÑшую
ответÑтвенноÑть и ценноÑть как первичного Ñубъекта международного
права.
Война только тогда может ÑчитатьÑÑ ÑƒÑпешной, когда доÑтигнуты
правильные военно-политичеÑкие цели Ñтой войны. Ð’ любом другом Ñлучае
— Ñта война проиграна, Ð½ÐµÐ²Ð·Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ð½Ð¸ на какие военные уÑпехи.
РуÑÑко-грузинÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° не проÑто подтверждает Ñтот тезиÑ, а ÑвлÑетÑÑ
клаÑÑичеÑким примером Ð´Ð»Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² по баланÑу военных и политичеÑких
интереÑов, целей и поÑледÑтвий войны.
Важнейшим вопроÑом войны ÑвлÑетÑÑ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ правильных, необходимых
и доÑтаточных военно-политичеÑких задач. ПоÑтановка задачи в чиÑто
Ñитуационном ключе («Они напали — мы отбили, ещё и дали им
хорошенько») доÑтаточна Ð´Ð»Ñ Ð´Ð²Ð¾Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ банды, но на уровне политики
такое реагирование ÑвлÑетÑÑ Ñовершенно проигрышным делом. Политика —
Ñто дело, где умелое махание кулаками до и поÑле драки значит не
меньше, чем во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñамой драки.
Ð”Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ñледней грузинÑкой кампании — котораÑ, по моему глубокому
убеждению, еÑть только Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ, и продолжение
поÑледует — Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ поÑтановки ÑиÑтемы таких
военно-политичеÑких целей ÑвлÑетÑÑ ÐºÑ€Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑки актуальным Ð´Ð»Ñ Ð²Ñей
политики РоÑÑии на Кавказе.
ЧаÑто приходитÑÑ Ñлышать, что правильной целью в данной войне было бы
Ñмещение режима Саакашвили. Ðто не ÑовÑем так. Ðто необходимое, но
далеко не доÑтаточное уÑловие. ХочетÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ñ‚ÑŒ, что не так давно и
не без учаÑÑ‚Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑии в Грузии был Ñмещён антироÑÑийÑкий режим
ГамÑахурдиа, однако Ñто не Ñделало нашего южного ÑоÑеда хоть Ñколько
нибудь пророÑÑийÑким и безопаÑным Ð´Ð»Ñ Ñ†ÐµÐ»ÐµÐ¹ РоÑÑии на Кавказе.
Одно Ñто должно было бы заÑтавить задуматьÑÑ Ð¾ правильноÑти такой
поÑтановки вопроÑа. Станет ли Ñамо по Ñебе новое правительÑтво
незавиÑимой Ñуверенной Грузии — пуÑть и поÑтавленное при поддержке
МоÑквы — дружеÑтвенным по отношению к РоÑÑии? Ð’Ñе, и объективные и
Ñубъективные обÑтоÑтельÑтва, внешние и внутренние факторы вопиют о
том, что такое правительÑтво неизбежно будет дрейфовать в Ñторону
Ñаакашвилизации, в Ñторону евро-атлантичеÑких интереÑов, в Ñторону
нового конфликта Ñ Ð Ð¾ÑÑией.
ПоÑтому Ñамо по Ñебе Ñмещение режима Саакашвили — проÑто чаÑть
оÑновной задачи, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÑоÑтоит в полной деÑуверенизации Грузии как
Ñубъекта международного права.
Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ñтаточно обÑуждать Ñ Ð½Ð°ÑˆÐ¸Ð¼Ð¸ партнёрами — в том чиÑле в
Ñамой Грузии -только проблему «территориальной целоÑтноÑти Грузии» и
«Ñудьбу режима Саакашвили». Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ñ‚ÐµÐ¼Ð¾Ð¹ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½ÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑкой
диÑкуÑÑии должна Ñама проблематика утраты прав Грузии на Ñвое
Ñуверенное ÑущеÑтвование. Только в Ñтом контекÑте — применÑÑ
ÑоответÑтвующую моменту Ñиловую компоненту — РоÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ разрубить
грузинÑкий узел, затÑнутый у неё на ногах волей иÑторичеÑких
обÑтоÑтельÑтв.
Ðе решив Ñту задачу РоÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑтоÑнно будет ÑталкиватьÑÑ Ñ
неразрешимыми проблемами на Кавказе, поÑтоÑнно ÑтоÑть на грани войны,
в том чиÑле войны Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñтием СШРи блока ÐÐТО, а также одновременно и
войны Ñ Ð£ÐºÑ€Ð°Ð¸Ð½Ð¾Ð¹, которую неизбежно подожгут в таких обÑтоÑтельÑтвах.
ПоÑкольку даже режим Саакашвили ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ðµ Ñмещён, то
военно-политичеÑкие цели войны не доÑтигнуты, и, Ñледовательно, имеÑ
военную победу мы понеÑли одновременно военно-политичеÑкое поражение.
Ðто Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑториÑ, так чаÑто бывает. Ðе мы первые, не мы поÑледние.
«Победа» СШРв ÐфганиÑтане — также очень Ñомнительного ÑвойÑтва,
например. Однако ошибки других — вовÑе не повод Ñовершать таковые, и
не оправдание таковым.
Положение пока вполне иÑправимо. РиÑки Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии так велики и имеют
наÑтолько фундаментальный характер что «Ñуверенитет Грузии» не может
ÑоÑтавлÑть хоть какую то помеху Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ разделительной
политики на Кавказе, Ð½ÐµÐ²Ð·Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ð½Ð° политичеÑкие издержки от Ñиловой
деÑуверенизации Ñтого американÑкого протеже.
Главной текущей политичеÑкой целью РоÑÑии на Кавказе ÑвлÑетÑÑ
деÑÑƒÐ²ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸ как Ñубъекта международного права, что мы
обÑзаны выполнить Ð½ÐµÐ²Ð·Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ð½Ð¸ на какие Ñантименты, международные
уÑловноÑти и внешнеполитичеÑкие поÑледÑтвиÑ.
Следует подчеркнуть: речь не идёт о какой-то «меÑти» Грузии или о
«возрождении роÑÑийÑкого империализма». Ð’Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñтоит очень проÑто: не
решив иÑторичеÑкую задачу деÑуверенизации потенциального агреÑÑора
РоÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑтоÑнно, деÑÑтилетиÑми будет неÑти Ñто Ð±Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸ клаÑть
кровавую дань к подножию храма войны — вмеÑте Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ и другими
народами Кавказа, разумеетÑÑ.
Ðадо понимать при Ñтом, что деÑÑƒÐ²ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸ — Ñто одновременно
и чаÑÑ‚Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑƒÐ²ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ðмерики как мирового Ñуверена, поÑле
раÑпада СССРприÑвоившего Ñебе право решать вопроÑÑ‹ легитимноÑти и
ÑуверенноÑти режимов ÑамоÑтоÑтельно, почти без оглÑдки на
международные механизмы.
Теперь о технике. Методов оÑущеÑÑ‚Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтой задачи ÑобÑтвенно, три :
«ИракÑкий вариант» — Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾ÐºÐºÑƒÐ¿Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸ Ñ ÑƒÑтановлением
там оккупационного режима и наÑаждением подконтрольного,
дружеÑтвенного РоÑÑии правительÑтва
«ЮгоÑлавÑкий вариант» — Ñ Ñ€Ð°Ñпадом Грузии на анклавы, не имеющие в
начале признанного международного ÑтатуÑа под контролем роÑÑийÑких
миротворцев
«СомалийÑкий вариант» — поддержание управлÑемой анархии и войны вÑех
против вÑех.
При любых вариантах обÑзательным Ñюжетом ÑвлÑетÑÑ Ñмещение дейÑтвующих
влаÑтей ТбилиÑи Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð¹ их на фигуры ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð¼ÐµÑтного городÑкого
ÑÐ°Ð¼Ð¾ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»Ð¸Ñ€ÑƒÐµÐ¼Ñ‹Ñ… из ТбилиÑи территорий до
ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð° и облаÑти. ÐедопуÑтимы никакие общенациональные выборы,
даже уÑечённого маÑштабна, вÑе общенациональные фигуры имеющие оÑтатки
легитимноÑти должны быть выведены из игры добровольно или Ñилой
оружиÑ. ОбÑзательным также ÑвлÑетÑÑ Ð¾Ñ‚Ñечение портов Батуми и Поти от
центра Ñтраны и размещение там роÑÑийÑкого военного контингента и
флота на поÑтоÑнной оÑнове.
Ðаиболее быÑтрый и Ñффективный путь деÑуверенизации — разумеетÑÑ,
Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾ÐºÐºÑƒÐ¿Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸, однако Ñто предполагает и наиболее
оÑтрые формы Ñтолкновений Ñ Ð—Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð¾Ð¼, вплоть до учаÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÑ‚ÑŒÐ¸Ñ… Ñтран в
войне, и провокации Украины на войну Ñ Ð Ð¾ÑÑией, что Ñамо по Ñебе
иÑторичеÑки почти неизбежно, но нам, разумеетÑÑ, Ñледовало бы избежать
войны на два фронта.
«СомалийÑкий» вариант менее желателен, так как такой неуправлÑемый
анклав — не лучший подарок Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии на юге. Ðо он должен вÑегда
раÑÑматриватьÑÑ ÐºÐ°Ðº запаÑной вариант при нештатном ходе выбранного
оÑновного проекта. Впрочем, пример Ближнего ВоÑтока, оÑобенно Ливана,
говорит о том, что управлÑемый Ñ…Ð°Ð¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ продолжатÑÑ Ð´ÐµÑÑтилетиÑми,
не Ñильно влиÑÑ Ð½Ð° Ñкономику прилежащих Ñтран, даже на такие
чувÑтвительные к безопаÑноÑти отраÑли как туризм, ÑоÑущеÑÑ‚Ð²ÑƒÑ Ñ€Ñдом Ñ
нефтью, Ñ€Ñдом Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ±Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸, Ñ€Ñдом Ñ ÐºÑƒÑ€Ð¾Ñ€Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸ и отелÑми. Зато еÑть
и преимущеÑтва: международное давление на РоÑÑию при Ñтом типе
деÑуверенизации реÑпублики Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ñ Ð±ÑƒÐ´ÐµÑ‚ ÑущеÑтвенно ниже (хотÑ
давление, неÑомненно, будет иметь меÑто в любом Ñлучае).
КомпромиÑÑный путь деÑуверенизации Ñтого агреÑÑивного огрызка —
Ñочетание варианта управлÑемого хаоÑа Ñ Ð¿Ð¾Ñтепенным переходом в Ñтадию
анклавизации грузинÑкого гоÑударÑтва на Ñубъекты, не имеющие
признанного международного ÑтатуÑа, примерно Ñовпадающими Ñ
админиÑтративным делением Грузии на данный момент.
Признание или непризнание третьими Ñтранами незавиÑимоÑти Ðбхазии и
Южной ОÑетии в Ñтих уÑловиÑÑ… терÑет какой либо ÑмыÑл и значение и длÑ
РоÑÑийÑкой Федерации и Ð´Ð»Ñ Ñамих реÑпублик, так как вÑкороÑти
потребуетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ или не признавать уже Ñ Ð´ÐµÑÑток новых
гоÑударÑтв — при отÑутÑтвии в Ñамом ТбилиÑи легитимной (избранной так
или иначе на общенациональных выборах) влаÑти.
ÐезавиÑÐ¸Ð¼Ð°Ñ Ð®Ð¶Ð½Ð°Ñ ÐžÑÐµÑ‚Ð¸Ñ ÑвлÑетÑÑ ÑƒÐ´Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð¹ площадкой Ð´Ð»Ñ Ñудебной (или
внеÑудебной) раÑправы над наиболее одиозными членами правÑщего в
Грузии режима, и прежде вÑего над Ñамим Саакашвили, которого Ñледует
Ñудить вовÑе не международным, а обычный городÑким Ñудом города
Цхинвали, Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñтием приÑÑжных заÑедателей из чиÑла жителей города — и
повеÑить на главной площади при большом Ñтечении ликующего народа.
Вид агонизирующего Саакашвили будет веÑьма отрезвлÑющим зрелищем длÑ
тех, кто Ñотрудничает против РоÑÑии по периметру нашей Ñтраны, и
оÑобенно — Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð°Ð½Ð° Ющенко и прибалтийÑких лидеров. РазумеетÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹
международный Ñуд не решит Ñту проблему — примерное наказание
агреÑÑора — лучше быÑтрей и наглÑдней, чем формально незавиÑимый от
РоÑÑии Ñуд Южной ОÑетии.
Важнейшей позитивной задачей в регионе и новой миÑÑией РоÑÑии в мире
должно Ñтать уÑтановление новых критериев гоÑударÑтвенной легитимноÑти
правÑщих на поÑÑ‚ÑоветÑком проÑтранÑтве режимов. Взамен прежнего
принципа легитимизации по Ñрлыку из натовÑкой орды Ñледует огнём и
мечом внедрÑть принцип легитимноÑти, оÑнованный на руÑÑкой верÑии
доктрины Монро:
Ðа поÑÑ‚ÑоветÑком проÑтранÑтве легитимен только тот режим, который
дружеÑтвенен РоÑÑии, иные подлежат выбраковке и замене. Именно Ñто и
еÑть единÑтвенно возможный путь к миру и процветанию в регионе.
По ÑущеÑтву речь идет о переход вÑего мира от однополÑрной к
многополÑрной геополитичеÑкой парадигме, в оÑнове которой лежит
Ð´Ð²ÑƒÑ…ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½ÐµÐ²Ð°Ñ ÑиÑтема Ñуверенных прав (великие державы — малые
державы, при котором малые Ñтраны наделÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñуверенитетом только по
воле первых) где Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ‚Ð¸Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ¶Ð¸Ð¼Ð¾Ð² имеет не один центр принÑтиÑ
решений, а ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ð²Ð° обладает Ñвоей иÑключительной зоной
влиÑÐ½Ð¸Ñ («зоной привилегированных интереÑов», как уклончиво Ñказано в
Доктрине Медведева).
Ðаилучшей гуманитарной помощью грузинÑкой нации от РоÑÑии будет
разрушение их «многовековой гоÑударÑтвенноÑти», Ñтавшей ÑегоднÑ
оÑновой Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ²Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ в пушечное мÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚Ñ‹
евро-атлантичеÑких интереÑов в причерноморÑком регионе.
И вот тогда — поÑле ликвидации Ñтой гоÑударÑтвенноÑти — и наÑтупит
Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ мира, любви и ÑоглаÑиÑ. Ð’Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¶Ð°Ñ€Ð¸Ñ‚ÑŒ шашлык
и лобио кушать.
Рпока — война.
Copyright (c) 1999-2005 «ÐгентÑтво ПолитичеÑких ÐовоÑтей». ЛицензиÑ
минпечати Ðл. â„–77-2792
При полном или чаÑтичном иÑпользовании материалов, ÑÑылка на ÐПРобÑзательна