Post
by Eh_Dato » 08 თებ 2011, 16:54
ეს ვიკიპედიიდან ამოვიღე.
ცხადია - სომხების დაწერილია.
Ðхтала (архитектурный комплекÑ)
[править]Материал из Википедии — Ñвободной ÑнциклопедииПерейти к: навигациÑ, поиÑк
У Ñтого термина ÑущеÑтвуют и другие значениÑ, Ñм. Ðхтала (значениÑ).
КрепоÑть
Ðхтала (Птагаванк)
Ô±ÕÕ©Õ¡Õ¬Õ¡ (ÕŠÕ¿Õ²Õ¡Õ¾Õ¡Õ¶Ö„)
Страна ÐрмениÑ
Лори Ðхтала
ОÑнователь КюркидÑны
Первое упоминание X век
Координаты: 41°09′02.09″ Ñ. ш. 44°45′50.92″ в. д. / 41.150581° Ñ. ш. 44.764144° в. д. (G) (O)
Показать географичеÑкую карту41.150581, 44.764144
Ðхтала (арм. Ô±ÕÕ©Õ¡Õ¬Õ¡) или Птгаванк (арм. ÕŠÕ¿Õ²Õ¡Õ¾Õ¡Õ¶Ö„) — монаÑтырь и крепоÑть на небольшом плато в ущелье реки Дебед (в наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ñелок городÑкого типа ЛорийÑкого марза Ðрмении).
Содержание [убрать]
1 ИÑториÑ
2 Строение
3 ГалереÑ
4 ПримечаниÑ
[править] ИÑториÑ
Ð’ X в. крепоÑть Птгаванк (Ðхтала) Ñтала важнейшим ÑтратегичеÑким пунктом царÑтва КюрикÑн-Багратидов. ÐадпиÑÑŒ на армÑнÑком Ñзыке на хачкаре Ñообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью Ñ†Ð°Ñ€Ñ Ð¢Ð°ÑˆÐ¸Ñ€-Дзорагета Кюрике, церкви ПреÑвÑтой Богородицы. Ð’ начале XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода ЗакарÑнов, влиÑтельное лицо при дворе грузинÑкой царицы Тамары, перешедший из ÐрмÑнÑкой ÐпоÑтольÑкой в лоно ПравоÑлавной церкви, передает монаÑтырь халкидонитам и переÑтраивает армÑнÑкий храм.
ÐšÐ¸Ñ€Ð°ÐºÐ¾Ñ Ð“Ð°Ð½Ð´Ð·Ð°ÐºÐµÑ†Ð¸, автор XIII века и Ñовременник Ñтих Ñобытий Ñообщает[1]:
Умер и ИванÑ, брат ЗакарÑ, и был похоронен в Пхиндзаанке, у входа в поÑтроенную им Ñамим церковь; он отнÑл ее у армÑн и превратил в грузинÑкий монаÑтырь.
Ð’ XIII в. владельцами монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ ЗакарÑны, Птгаванк Ñтал крупнейшим халкидонитÑким монаÑтырем и культурным центром Северной Ðрмении, но админиÑтративно ÑвлÑлÑÑ Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð¼ епархии ГрузинÑкой ПравоÑлавной Церкви. Ð’ алтарной апÑиде главного храма была Ñделана Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð°Ñ€Ñ…Ð¸ÐµÑ€ÐµÐ¹Ñкого богоÑÐ»ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¸ÑˆÐ°, Ð½ÐµÑ‚Ð¸Ð¿Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ñ…Ð°Ð»ÐºÐ¸Ð´Ð¾Ð½Ð¸Ñ‚Ñких храмов Северной Ðрмении. Ð’ Ñер. XIII в. в монаÑтыре работал Симеон Плиндзаханеци, о чём ÑвидетельÑтвует ÑохранившийÑÑ Ð² рукопиÑи 1248 года колофон, «выполненный рукой недоÑтойного Симеона», который переводил Â«Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ñкого Ñзыка на армÑнÑкий Ñзык в Ñтране армÑнÑкой, в монаÑтыре грузинÑком, который называетÑÑ Â«ÐŸÐ»Ð¸Ð½Ð´Ð·Ð°Ñ…Ð°Ð½ÐºÂ»[2]. Ð’ XIV в. название «Плиндзаханк» иÑчезает из иÑторичеÑких иÑточников. Предположительно Ñ 30-Ñ… гг. XIV в. монаÑтырь вошёл в ÐхтальÑкую митрополию МцхетÑкого КатоликоÑата. Ð’ 1438 г. впервые в иÑточниках упоминаетÑÑ Ð´ÐµÑ€ÐµÐ²Ð½Ñ Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ Ðхтала как ÑобÑтвенноÑть ГрузинÑкого КатоликоÑата. Ð’ нач. XVIII в. монаÑтырь пришёл в запуÑтение, при Ðтени Сиони ÑущеÑтвовало подворье епиÑкопа ÐхтальÑкого. Ð’ 1801 г. указом роÑÑийÑкого императора ÐлекÑандра I Ðхтала преобразована в центр ГречеÑкой ПравоÑлавной Церкви в Закавказье. Ð’ наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑтаетÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ð¼ меÑтом паломничеÑтва греков, ежегодно 21 ÑентÑÐ±Ñ€Ñ Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÑ‡Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ… в Ðхтале праздник РождеÑтва Богородицы.
[править] Строение
КрепоÑÑ‚Ð½Ð°Ñ ÑтенаГлавный храм Ðхталы — храм ПреÑвÑтой Богородицы,- Ñто креÑтово-ÐºÑƒÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñтройка, неÑохранившийÑÑ ÐºÑƒÐ¿Ð¾Ð» которой опиралÑÑ Ð½Ð° 2 воÑьмигранных Ñтолба и предапÑидные пилÑÑтры. Синкретизм черт армÑнÑкого и грузинÑкого зодчеÑтва XIII в., характерный Ð´Ð»Ñ Ñтого храма, оÑобо проÑвилÑÑ Ð² формах и декорациÑÑ… ÑкÑтерьера, где типично грузинÑкими ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ðµ орнаментированные креÑты и Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÐºÐ¾Ð½, а порталы Ñозвучны армÑнÑким образцам. С запада к храму приблизительно в Ñередине XIII в. были приÑтроены уÑыпальница Иване и портик Ñ Ð¾Ñ‚ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¾Ð¹ аркатурой прÑмоугольные в плане. РоÑпиÑи церкви датируютÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ 1205 и 1216 гг. Ð’ ÑоответÑтвии Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ñкой традицией в паруÑах помещены Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¸Ñтов в медальонах, а на лицевых Ñторонах арок текÑÑ‚ ÐŸÑ 103. 19 на аÑомтаврули. ИконографичеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼Ð° алтарной апÑиды (в конхе Богородица Ñ ÐœÐ»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ¼ на троне, ниже ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Â«ÐŸÑ€Ð¸Ñ‡Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ðµ апоÑтолов», под ней 2 Ñ€Ñда ÑвÑтителей) воÑпроизводит наиболее Ñтрогие визант. образцы. СвÑзь Ñ Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ культурной традицией армÑн-халкидонитов проÑвилаÑÑŒ в раÑположении в центре нижнего ÑруÑа образа Св. Ð“Ñ€Ð¸Ð³Ð¾Ñ€Ð¸Ñ ÐŸÑ€Ð¾ÑветителÑ. Ð’ нижней чаÑти зап. Ñтены изображены ÑвÑтые ГрузинÑкой Церкви, Ñреди которых Св. равноапоÑтольные Ðина и Иоанн Зедазнели. Ð’ южном и Ñеверном рукавах проÑтранÑтвенного креÑта предÑтавлены циклы роÑпиÑей, поÑвÑщенные ПреÑвÑтой Богородице и СпаÑителю,. ИÑÑледование ÑтилиÑтичеÑких оÑобенноÑтей фреÑок и характера надпиÑей позволÑет предположить, что в работе учаÑтвовали не менее 8 художников, Ñреди них были армÑнин-халкидонит, знакомый Ñ Ð²Ð¸Ð·Ð°Ð½Ñ‚Ð¸Ð¹Ñкой живопиÑью позднекомниновÑкой Ñпохи (Ð°Ð»Ñ‚Ð°Ñ€Ð½Ð°Ñ Ð°Ð¿Ñида); художник, Ñледовавший образцам визант. живопиÑи 1-й пол. XIII в. (верхние региÑтры Ñев. и юж. Ñтен и главные Ñводы); маÑтера из Грузии, раÑпиÑавшие зап. Ñтену. Помимо главного храма внутри монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð½Ð°Ñ…Ð¾Ð´ÑÑ‚ÑÑ Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ð·Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒ Св. ВаÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð¸ руины двухÑтажного жилого корпуÑа. Вокруг монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð½Ð° разном раÑÑтоÑнии раÑполагаютÑÑ Ñ‡ÐµÑ‚Ñ‹Ñ€Ðµ церкви-чаÑовни, поÑвÑщенные Св. Троице, Ñв. апоÑтолам, ÑвÑтителÑм Григорию БогоÑлову и Иоанну ЗлатоуÑту. РеÑтаврационные работы в Ð. оÑущеÑтвлÑлиÑÑŒ Ñ 1979 по 1989 г. управлением по охране памÑтников Ðрмении.