ხუთოსანი ხარ თუ ოროსანი?
Posted: 26 ნოე 2008, 11:45
Двоечники и Отличники
Прочее | 2005/12/30 | 11986
Ðа Ñамом деле, вÑе мы делимÑÑ Ð½Ðµ на белых и черных, мужчин и женщин или евреев и антиÑемитов. Мы делимÑÑ Ð½Ð° отличников и двоечников. И между нами веками длитÑÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ð°.
Отличники вÑтают рано, причем далеко не вÑегда потому, что они - жаворонки. Они вÑтают рано потому, что им надо. ЕÑли рано им Ñлучайно вÑтавать не надо, они вÑтают поздно. Поздно - Ñто в деÑÑть утра. Ðу ладно, в одиннадцать. Самый край - в двенадцать, Ñо Ñловами "Ñколько можно Ñпать". Отличникам вообще ÑвойÑтвенно задавать Ñамим Ñебе и окружающим риторичеÑкие вопроÑÑ‹. Ðапример, "когда, еÑли не ÑегоднÑ, Ñ Ð±ÑƒÐ´Ñƒ Ñто делать?", "Ñколько твоё безделье может продолжатьÑÑ?" и "неужели ты не понимаешь, что...". "Ðеужели ты не понимаешь?" - ключевой Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð². Они не понимают, как можно не понимать.
Двоечники не понимают.
Отличники работают в ÑиÑтемах. Им Ñто важно. При Ñтом им важно, чтобы в ÑиÑтеме, где они работают, их ценили. ЕÑли в ÑиÑтеме, где они работают, их не ценÑÑ‚, отличники ищут новую ÑиÑтему. Ð¡Ð°Ð¼Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ð½Ð°Ð³Ñ€Ð°Ð´Ð° Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¸ÐºÐ° - когда ÑиÑтема их Ñначала не ценила, а теперь ценит. Самое Ñтрашное наказание - провалитьÑÑ Ð² глазах ÑиÑтемы. ЕÑли отличника ÑпроÑить "кто ты", он чеÑтно ответит: "инженер-технолог".
ЕÑли ÑпроÑить "кто ты" двоечника, он ответит "ВаÑÑ".
ОÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð° вÑех дейÑтвий отличника - убежденноÑть, что так надо. Ðадо хорошо учитьÑÑ, надо получать хорошие оценки за Ñкзамены, надо найти хорошую работу (а как же иначе?), а на Ñтой хорошей работе надо Ñделать карьеру, потому что карьеру делать надо. Да, еще по той же причине они моют грÑзную поÑуду.
Двоечники тоже моют грÑзную поÑуду. Когда заканчиваетÑÑ Ñ‡Ð¸ÑтаÑ.
Первичное раÑÑлоение проиÑходит в школе. Отличника узнать легко, и вовÑе не по очкам или по умному лицу. Отличник - Ñто тот, кто Делает Уроки. Каждый день. Приходит домой поÑле школы, переодеваетÑÑ Ð² домашнюю одежду, разогревает обед, обедает - и ÑадитÑÑ. Иной отличник Ñкор и легок, поÑтому ÑадитÑÑ Ð¾Ð½ на полчаÑа, и за полчаÑа у него вÑÑ‘ готово. Другой отличник оÑнователен и упорен, поÑтому его уроки делаютÑÑ Ñ†ÐµÐ»Ñ‹Ð¹ вечер. ЕÑть даже такие, которые ежедневно делают Уроки на ПоÑлезавтра - но Ñто оÑÐ¾Ð±Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ‚ÐµÐ³Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑтва, и речь ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð½Ðµ о них.
Сделав уроки, отличник улыбаетÑÑ Ð¸ потÑгиваетÑÑ. ЕÑли он - ИÑтинный Отличник, он может поÑле Ñтого еще и Ñобрать портфель. Впрочем, Ñто необÑзательно - Ñ Ð·Ð½Ð°Ð»Ð° одного наÑтоÑщего отличника, за которого вÑе деÑÑть школьных лет портфель Ñобирала мама.
Ртеперь быÑтро поднимите руку те, кто регулÑрно Ñтрочил домашнюю математику на подоконнике в туалете напротив кабинета химии на пÑтом Ñтаже. С вами вÑÑ‘ ÑÑно. Ð’Ñ‹ навернÑка еще помните, что на Ñредней величины домашнее задание нужна Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð° (деÑÑть минут) в пÑтом клаÑÑе, и Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ (двадцать) - в воÑьмом. Что? Ðе "Ñтрочил", а "Ñдувал"? Сами вы "Ñдувал". Чтобы Ñпокойно ÑпиÑать задание по любому предмету, не нужна Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°. Ðужна поÑледнÑÑ Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚Ð° и урок биологии. Можно литературы.
Ðо Ñдувание - Ñто детÑкий Ñад. Ð’Ñ‹Ñший пилотаж двоечника - Ñделать домашнее задание Ñамому, причем на том Ñамом уроке, на который он задан. Желательно ÑÐ¸Ð´Ñ Ð½Ðµ на поÑледней, а на первой парте. Сделать блеÑÑ‚Ñще, Ñ Ð²Ñ‹Ð´ÑƒÐ¼ÐºÐ¾Ð¹, Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑ€Ñ‚Ð¾Ð¼ и, Ñделав, немедленно вызватьÑÑ Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‡Ð°Ñ‚ÑŒ. Ответить так, что преподаватель заплачет от воÑторга, получить законную пÑтерку Ñ Ð±Ð°Ð½Ñ‚Ð¸ÐºÐ¾Ð¼ и, Ñев на меÑто, углубитьÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ† в чтение второго тома ÑÐ¾Ñ‡Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐžÑвальда Шпенглера "Закат Европы". Ради которого и нужно было ответить добровольно, чтоб потом не дергали. Ðа такое ÑпоÑобен только иÑтинный, глубинный, не побоюÑÑŒ Ñтого Ñлова, духовный двоечник. Которому в общем-то вÑе равно, чем заниматьÑÑ, лишь бы было интереÑно и не дергали. К Ñожалению, Ñочетание "интереÑно" и "не дергали" в школе (да и в жизни) бывает редко, поÑтому ради Ñвоего ÑмыÑла жизни двоечнику приходитÑÑ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¸Ñ‚ÑŒÑÑ ÐºÑƒÐ´Ð° упорней, чем отличнику. ЕÑли он, конечно, доÑтаточно трудолюбив, чтобы Ñто делать.
Оценки не говорÑÑ‚ нам ни о чем. Ðа доÑке "ГордоÑть школы" виÑÑÑ‚ вперемешку как портреты отличников, так и портреты двоечников. У поÑледних ничуть не меньше выÑоких оценок, похвальных грамот и побед на физико-математичеÑких олимпиадах, а Ñреди первых еÑть маÑÑа хмурых ÑереднÑчков. Дело не в баллах, дело в подходе.
Отличник на любое
- Зачем?
отвечает
- Ðадо!
Двоечник на любое
- Ðадо!
отвечает
- Зачем?
* * *
По окончании школы отличники и двоечники выкатываютÑÑ Ð² большую жизнь. Отличникам там легко, Ñлово "надо" ведёт их за Ñобой. Двоечникам Ñложнее: им приходитÑÑ Ð¸Ð·Ð¾ вÑех Ñил думать, как бы выкрутитьÑÑ Ñ‚Ð°Ðº, чтобы ничем не поÑтупитьÑÑ. ПоÑтупатьÑÑ Ð´Ð²Ð¾ÐµÑ‡Ð½Ð¸ÐºÐ¸ не любÑÑ‚. Ðто, пожалуй, второе ÑущеÑтвенное различие между Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑами: отличник твёрдо знает, чем нужно и должно поÑтупитьÑÑ, дабы доÑтичь того, чего Ðадо доÑтичь. Двоечник абÑолютно уверен, что поÑтупатьÑÑ Ð½Ðµ имеет ÑмыÑла ничем, поÑтому поÑтупаетÑÑ Ð¾Ð½ только тем, что ему неважно. Ему многое неважно. СобÑтвенно, ему по-прежнему важно иÑключительно чтобы было интереÑно и оÑобо не дёргали. Ð’ Ñлове "оÑобо" проÑвлÑетÑÑ Ð¿Ð¾ÑледнÑÑ ÑƒÑтупка, которую двоечник делает общеÑтву.
Отличник работает как плуг: равномерно пашет, оÑтавлÑÑ Ð·Ð° Ñобой глубокую борозду.
Двоечник работает как взрыв. ПуÑто, пуÑто, пуÑто, покер.
И отличники, и двоечники бывают талантливыми. И двоечники, и отличники бывают блеÑÑ‚Ñщими. Из блеÑÑ‚Ñщих отличников получаютÑÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð»Ð¸Ð¾Ð½ÐµÑ€Ñ‹ и президенты корпораций, а из блеÑÑ‚Ñщих двоечников - пиÑатели-поÑты, программиÑты-инженеры и Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‡Ð°Ñ Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ñоль земли, не отÑÐ³Ð¾Ñ‰ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¸ÑˆÐ½ÐµÐ¹ Ñоциализацией.
Из нормальных ÑпоÑобных отличников выходÑÑ‚ хорошие ÑпециалиÑты Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ð¹ зарплатой. Из нормальных ÑпоÑобных двоечников получаютÑÑ Ð»ÑŽÐ´Ð¸ Ñвободных профеÑÑий, работающие на ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ получающие то штуку в день, то фигу в меÑÑц. К тому же, в любой ÑиÑтеме иÑправно кормитÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð¾ большое количеÑтво двоечников, которые Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‚ времени подают более или менее гениальные идеи, за что им Ñквозь зубы прощают поÑтоÑнные опозданиÑ, отпуÑка в Ñамый неподходÑщий момент и непрерывные кончины любимых родÑтвенников во вÑе оÑтальное времÑ.
Из неудачных отличников вÑÑ‘ равно получаютÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ñ…Ð¸Ðµ ÑпециалиÑты Ñ Ð½Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ зарплатой - проÑто потому, что абÑолютно неудачных отличников не бывает. Отличники так уÑтроены: они не в ÑоÑтоÑнии работать плохо.
Рвот что получаетÑÑ Ð¸Ð· неудачных двоечников, не знает никто. Потому что кто же из гордых двоечников ÑознаетÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñебе Ñамому в том, что именно он - неудачный?
Два клаÑÑа, как и положено, иÑпытывают друг к другу клаÑÑовую ненавиÑть. Отличники Ñчитают двоечников везучими бездельниками, получающими дары от жизни за краÑивые глаза. ЕÑли при Ñтом конкретный двоечник Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ неудачлив в той Ñфере, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÐºÐ°Ð¶ÐµÑ‚ÑÑ Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¸ÐºÑƒ наиболее важной (Ñкажем, у него поÑтоÑнно нет денег, потому что он не готов работать в ÑиÑтеме, или он лишен личной жизни, потому что кто ж пойдет за такое ÑчаÑтье), отличники готовы отнеÑтиÑÑŒ к нему ÑниÑходительно. Ðо еÑли двоечник живет, как Ñчитает нужным, работает, как ему нравитÑÑ, имеет за Ñто много денег и ÑчаÑтливо влюблён - любой отличник при виде него иÑпытает законное возмущение. Лучше вÑего двоечнику быть пьÑницей - тогда отличники будут его любить. Потому что Ñами они, разумеетÑÑ, никогда.
Двоечники, Ñо Ñвоей Ñтороны, убеждены, что отличники - примитивные зануды, не умеющие вÑтавать не по будильнику и жить не по указке. СмÑгчить их отношение может, допуÑтим, Ñвное отвращение отличника к ÑобÑтвенной работе. Или Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ ÐºÐ»Ð¸Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑиÑ, а еще лучше - нервный Ñрыв. Или Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ оÑознание отличником бедноÑти Ñвоей Ñеренькой дорожки перед вершинами горного пути Ñвободного двоечника. ЕÑли же отличник занÑÑ‚ важным и интереÑным делом, получает большие деньги, здоров и хоть убей не понимает, чем его жизнь хуже жизни Ван Гога без ушей - Ð³Ð¾Ñ€Ð´Ð°Ñ Ð¿Ñ‚Ð¸Ñ†Ð° двоечник будет его презирать. Ðто презрение Ñродни тому, которым обливает веÑнушчатый пацан Ñ Ð´Ñ‹Ñ€ÐºÐ¾Ð¹ на штанах и пальцами в чернилах аккуратного мальчика Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ñ‡ÐºÐ¾Ð¹ и ноÑовым платком.
Зато тот, Ñ Ð²ÐµÑнушками, может бегать по лужам и пинать конÑервные банки. Зато Ñтого, Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ñ‡ÐºÐ¾Ð¹, поÑтоÑнно ÑтавÑÑ‚ ему в пример. Ð’ глубине души оба клаÑÑа Ñмутно завидуют друг другу - потому что та, Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñторона, умеет то, чего не умеет Ñта.
* * *
Отличница точно знает, что в доме должна быть еда, в холодильнике - продукты, а полы в квартире надо мыть Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ раз в неделю.
Двоечница Ñчитает, что между мужчиной и женщиной должно быть равноправие. Равноправие выражаетÑÑ Ð² том, что она выходит за него замуж, а он делает за неё вÑÑ‘ оÑтальное.
Отличница заводит детей, потому что она женщина, воÑпитывает их - потому, что она мать, и помогает родителÑм, потому что она дочь.
Двоечница заводит детей, потому что интереÑно, какие у них будут рожи, не воÑпитывает их вообще, потому что и так Ñойдет, и помогает родителÑм, потому что иначе они не отÑтанут.
Отличница никогда не пуÑтит Ñвоего мужа на работу в грÑзной рубашке.
Двоечница не Ñчитает нужным проверÑть, надел ли он рубашку вообще.
Отличница Ñкорее удавитÑÑ, чем подаÑÑ‚ Ñемье на ужин ÑоÑиÑки.
Двоечница Ñкорее удавитÑÑ, чем задумаетÑÑ Ð¾Ð± ужине.
Да, а еще отличницы умеют гладить. Бельё. Утюгом. Двоечницы, как правило, Ñчитают, что "чиÑтое" означает "краÑивое", а гладÑÑ‚ чаще вÑего голую кожу. Рукой. Впрочем, Ñто отличницы тоже умеют - когда находÑÑ‚ времÑ, Ñвободное от дел.
Рзато отличница Ñледит за модой, за фигурой, за лишним веÑом и за репутацией Ñемьи.
Рзато двоечница не знает, что Ñлово "оргазмы" ÑущеÑтвует в единÑтвенном чиÑле.
Логично было бы предположить, что межклаÑÑовых браков почти не бывает, но Ñто не так. Двоечники чаÑто любÑÑ‚ отличниц - потому как порÑдок в доме и без вопроÑов ÑÑно, кто у Ð½Ð°Ñ Ð² паре блин творчеÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñть. Отличники порой влюблÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð² двоечниц - потому что Ñтирать ноÑки невелико иÑкуÑÑтво, а вот наÑтолько иÑкренне улыбатьÑÑ, ÑÐ¿Ñ€Ð°ÑˆÐ¸Ð²Ð°Ñ "милый, что у Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° ужин?", умеет далеко не вÑÑкий.
СоздаютÑÑ, безуÑловно, и идеальные пары. Двое отличников, живущие вмеÑте, могут доÑтичь невиданых карьерных выÑот, заработать миллионы, выÑтроить огромный дом и выраÑтить кучу румÑных детей. Рвлюбленные двоечники ÑпоÑобны изобреÑти вечный двигатель, Ñоорудить из него ероплан и улететь куда-нибудь к такой-то матери и вÑеобщему удовлетворению.
Ðо двоим отличникам при Ñтом чаÑто невыноÑимо Ñкучно друг Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼.
Рпара двоечников зараÑтёт грÑзью по уши и умрёт от голода, потому что ни один из них не ÑоглаÑитÑÑ Ð²Ñтать пораньше, чтобы пойти и получить на вечный двигатель патент. Точнее, один ÑоглаÑитÑÑ, но проÑпит. Рвторой пообещает его разбудить, но забудет.
* * *
Ð’Ñ‹ Ñчитаете, Ñ Ð¿Ñ€ÐµÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÑŽ?
Ðу да. Я и Ñама так Ñчитаю.
Ðо попробуйте вÑпомнить, в котором чаÑу вы вчера вÑтавали. И кто при Ñтом лежал Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ Ñ€Ñдом. И что он делал. И что вы о нем подумали.
И почему вы ему Ñтого не Ñказали.
Прочее | 2005/12/30 | 11986
Ðа Ñамом деле, вÑе мы делимÑÑ Ð½Ðµ на белых и черных, мужчин и женщин или евреев и антиÑемитов. Мы делимÑÑ Ð½Ð° отличников и двоечников. И между нами веками длитÑÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ð°.
Отличники вÑтают рано, причем далеко не вÑегда потому, что они - жаворонки. Они вÑтают рано потому, что им надо. ЕÑли рано им Ñлучайно вÑтавать не надо, они вÑтают поздно. Поздно - Ñто в деÑÑть утра. Ðу ладно, в одиннадцать. Самый край - в двенадцать, Ñо Ñловами "Ñколько можно Ñпать". Отличникам вообще ÑвойÑтвенно задавать Ñамим Ñебе и окружающим риторичеÑкие вопроÑÑ‹. Ðапример, "когда, еÑли не ÑегоднÑ, Ñ Ð±ÑƒÐ´Ñƒ Ñто делать?", "Ñколько твоё безделье может продолжатьÑÑ?" и "неужели ты не понимаешь, что...". "Ðеужели ты не понимаешь?" - ключевой Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð². Они не понимают, как можно не понимать.
Двоечники не понимают.
Отличники работают в ÑиÑтемах. Им Ñто важно. При Ñтом им важно, чтобы в ÑиÑтеме, где они работают, их ценили. ЕÑли в ÑиÑтеме, где они работают, их не ценÑÑ‚, отличники ищут новую ÑиÑтему. Ð¡Ð°Ð¼Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ð½Ð°Ð³Ñ€Ð°Ð´Ð° Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¸ÐºÐ° - когда ÑиÑтема их Ñначала не ценила, а теперь ценит. Самое Ñтрашное наказание - провалитьÑÑ Ð² глазах ÑиÑтемы. ЕÑли отличника ÑпроÑить "кто ты", он чеÑтно ответит: "инженер-технолог".
ЕÑли ÑпроÑить "кто ты" двоечника, он ответит "ВаÑÑ".
ОÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð° вÑех дейÑтвий отличника - убежденноÑть, что так надо. Ðадо хорошо учитьÑÑ, надо получать хорошие оценки за Ñкзамены, надо найти хорошую работу (а как же иначе?), а на Ñтой хорошей работе надо Ñделать карьеру, потому что карьеру делать надо. Да, еще по той же причине они моют грÑзную поÑуду.
Двоечники тоже моют грÑзную поÑуду. Когда заканчиваетÑÑ Ñ‡Ð¸ÑтаÑ.
Первичное раÑÑлоение проиÑходит в школе. Отличника узнать легко, и вовÑе не по очкам или по умному лицу. Отличник - Ñто тот, кто Делает Уроки. Каждый день. Приходит домой поÑле школы, переодеваетÑÑ Ð² домашнюю одежду, разогревает обед, обедает - и ÑадитÑÑ. Иной отличник Ñкор и легок, поÑтому ÑадитÑÑ Ð¾Ð½ на полчаÑа, и за полчаÑа у него вÑÑ‘ готово. Другой отличник оÑнователен и упорен, поÑтому его уроки делаютÑÑ Ñ†ÐµÐ»Ñ‹Ð¹ вечер. ЕÑть даже такие, которые ежедневно делают Уроки на ПоÑлезавтра - но Ñто оÑÐ¾Ð±Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ‚ÐµÐ³Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑтва, и речь ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð½Ðµ о них.
Сделав уроки, отличник улыбаетÑÑ Ð¸ потÑгиваетÑÑ. ЕÑли он - ИÑтинный Отличник, он может поÑле Ñтого еще и Ñобрать портфель. Впрочем, Ñто необÑзательно - Ñ Ð·Ð½Ð°Ð»Ð° одного наÑтоÑщего отличника, за которого вÑе деÑÑть школьных лет портфель Ñобирала мама.
Ртеперь быÑтро поднимите руку те, кто регулÑрно Ñтрочил домашнюю математику на подоконнике в туалете напротив кабинета химии на пÑтом Ñтаже. С вами вÑÑ‘ ÑÑно. Ð’Ñ‹ навернÑка еще помните, что на Ñредней величины домашнее задание нужна Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð° (деÑÑть минут) в пÑтом клаÑÑе, и Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ (двадцать) - в воÑьмом. Что? Ðе "Ñтрочил", а "Ñдувал"? Сами вы "Ñдувал". Чтобы Ñпокойно ÑпиÑать задание по любому предмету, не нужна Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°. Ðужна поÑледнÑÑ Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚Ð° и урок биологии. Можно литературы.
Ðо Ñдувание - Ñто детÑкий Ñад. Ð’Ñ‹Ñший пилотаж двоечника - Ñделать домашнее задание Ñамому, причем на том Ñамом уроке, на который он задан. Желательно ÑÐ¸Ð´Ñ Ð½Ðµ на поÑледней, а на первой парте. Сделать блеÑÑ‚Ñще, Ñ Ð²Ñ‹Ð´ÑƒÐ¼ÐºÐ¾Ð¹, Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑ€Ñ‚Ð¾Ð¼ и, Ñделав, немедленно вызватьÑÑ Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‡Ð°Ñ‚ÑŒ. Ответить так, что преподаватель заплачет от воÑторга, получить законную пÑтерку Ñ Ð±Ð°Ð½Ñ‚Ð¸ÐºÐ¾Ð¼ и, Ñев на меÑто, углубитьÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ† в чтение второго тома ÑÐ¾Ñ‡Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐžÑвальда Шпенглера "Закат Европы". Ради которого и нужно было ответить добровольно, чтоб потом не дергали. Ðа такое ÑпоÑобен только иÑтинный, глубинный, не побоюÑÑŒ Ñтого Ñлова, духовный двоечник. Которому в общем-то вÑе равно, чем заниматьÑÑ, лишь бы было интереÑно и не дергали. К Ñожалению, Ñочетание "интереÑно" и "не дергали" в школе (да и в жизни) бывает редко, поÑтому ради Ñвоего ÑмыÑла жизни двоечнику приходитÑÑ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¸Ñ‚ÑŒÑÑ ÐºÑƒÐ´Ð° упорней, чем отличнику. ЕÑли он, конечно, доÑтаточно трудолюбив, чтобы Ñто делать.
Оценки не говорÑÑ‚ нам ни о чем. Ðа доÑке "ГордоÑть школы" виÑÑÑ‚ вперемешку как портреты отличников, так и портреты двоечников. У поÑледних ничуть не меньше выÑоких оценок, похвальных грамот и побед на физико-математичеÑких олимпиадах, а Ñреди первых еÑть маÑÑа хмурых ÑереднÑчков. Дело не в баллах, дело в подходе.
Отличник на любое
- Зачем?
отвечает
- Ðадо!
Двоечник на любое
- Ðадо!
отвечает
- Зачем?
* * *
По окончании школы отличники и двоечники выкатываютÑÑ Ð² большую жизнь. Отличникам там легко, Ñлово "надо" ведёт их за Ñобой. Двоечникам Ñложнее: им приходитÑÑ Ð¸Ð·Ð¾ вÑех Ñил думать, как бы выкрутитьÑÑ Ñ‚Ð°Ðº, чтобы ничем не поÑтупитьÑÑ. ПоÑтупатьÑÑ Ð´Ð²Ð¾ÐµÑ‡Ð½Ð¸ÐºÐ¸ не любÑÑ‚. Ðто, пожалуй, второе ÑущеÑтвенное различие между Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑами: отличник твёрдо знает, чем нужно и должно поÑтупитьÑÑ, дабы доÑтичь того, чего Ðадо доÑтичь. Двоечник абÑолютно уверен, что поÑтупатьÑÑ Ð½Ðµ имеет ÑмыÑла ничем, поÑтому поÑтупаетÑÑ Ð¾Ð½ только тем, что ему неважно. Ему многое неважно. СобÑтвенно, ему по-прежнему важно иÑключительно чтобы было интереÑно и оÑобо не дёргали. Ð’ Ñлове "оÑобо" проÑвлÑетÑÑ Ð¿Ð¾ÑледнÑÑ ÑƒÑтупка, которую двоечник делает общеÑтву.
Отличник работает как плуг: равномерно пашет, оÑтавлÑÑ Ð·Ð° Ñобой глубокую борозду.
Двоечник работает как взрыв. ПуÑто, пуÑто, пуÑто, покер.
И отличники, и двоечники бывают талантливыми. И двоечники, и отличники бывают блеÑÑ‚Ñщими. Из блеÑÑ‚Ñщих отличников получаютÑÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð»Ð¸Ð¾Ð½ÐµÑ€Ñ‹ и президенты корпораций, а из блеÑÑ‚Ñщих двоечников - пиÑатели-поÑты, программиÑты-инженеры и Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‡Ð°Ñ Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ñоль земли, не отÑÐ³Ð¾Ñ‰ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¸ÑˆÐ½ÐµÐ¹ Ñоциализацией.
Из нормальных ÑпоÑобных отличников выходÑÑ‚ хорошие ÑпециалиÑты Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ð¹ зарплатой. Из нормальных ÑпоÑобных двоечников получаютÑÑ Ð»ÑŽÐ´Ð¸ Ñвободных профеÑÑий, работающие на ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ получающие то штуку в день, то фигу в меÑÑц. К тому же, в любой ÑиÑтеме иÑправно кормитÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð¾ большое количеÑтво двоечников, которые Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‚ времени подают более или менее гениальные идеи, за что им Ñквозь зубы прощают поÑтоÑнные опозданиÑ, отпуÑка в Ñамый неподходÑщий момент и непрерывные кончины любимых родÑтвенников во вÑе оÑтальное времÑ.
Из неудачных отличников вÑÑ‘ равно получаютÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ñ…Ð¸Ðµ ÑпециалиÑты Ñ Ð½Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ зарплатой - проÑто потому, что абÑолютно неудачных отличников не бывает. Отличники так уÑтроены: они не в ÑоÑтоÑнии работать плохо.
Рвот что получаетÑÑ Ð¸Ð· неудачных двоечников, не знает никто. Потому что кто же из гордых двоечников ÑознаетÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñебе Ñамому в том, что именно он - неудачный?
Два клаÑÑа, как и положено, иÑпытывают друг к другу клаÑÑовую ненавиÑть. Отличники Ñчитают двоечников везучими бездельниками, получающими дары от жизни за краÑивые глаза. ЕÑли при Ñтом конкретный двоечник Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ неудачлив в той Ñфере, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÐºÐ°Ð¶ÐµÑ‚ÑÑ Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¸ÐºÑƒ наиболее важной (Ñкажем, у него поÑтоÑнно нет денег, потому что он не готов работать в ÑиÑтеме, или он лишен личной жизни, потому что кто ж пойдет за такое ÑчаÑтье), отличники готовы отнеÑтиÑÑŒ к нему ÑниÑходительно. Ðо еÑли двоечник живет, как Ñчитает нужным, работает, как ему нравитÑÑ, имеет за Ñто много денег и ÑчаÑтливо влюблён - любой отличник при виде него иÑпытает законное возмущение. Лучше вÑего двоечнику быть пьÑницей - тогда отличники будут его любить. Потому что Ñами они, разумеетÑÑ, никогда.
Двоечники, Ñо Ñвоей Ñтороны, убеждены, что отличники - примитивные зануды, не умеющие вÑтавать не по будильнику и жить не по указке. СмÑгчить их отношение может, допуÑтим, Ñвное отвращение отличника к ÑобÑтвенной работе. Или Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ ÐºÐ»Ð¸Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑиÑ, а еще лучше - нервный Ñрыв. Или Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ оÑознание отличником бедноÑти Ñвоей Ñеренькой дорожки перед вершинами горного пути Ñвободного двоечника. ЕÑли же отличник занÑÑ‚ важным и интереÑным делом, получает большие деньги, здоров и хоть убей не понимает, чем его жизнь хуже жизни Ван Гога без ушей - Ð³Ð¾Ñ€Ð´Ð°Ñ Ð¿Ñ‚Ð¸Ñ†Ð° двоечник будет его презирать. Ðто презрение Ñродни тому, которым обливает веÑнушчатый пацан Ñ Ð´Ñ‹Ñ€ÐºÐ¾Ð¹ на штанах и пальцами в чернилах аккуратного мальчика Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ñ‡ÐºÐ¾Ð¹ и ноÑовым платком.
Зато тот, Ñ Ð²ÐµÑнушками, может бегать по лужам и пинать конÑервные банки. Зато Ñтого, Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ñ‡ÐºÐ¾Ð¹, поÑтоÑнно ÑтавÑÑ‚ ему в пример. Ð’ глубине души оба клаÑÑа Ñмутно завидуют друг другу - потому что та, Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñторона, умеет то, чего не умеет Ñта.
* * *
Отличница точно знает, что в доме должна быть еда, в холодильнике - продукты, а полы в квартире надо мыть Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ раз в неделю.
Двоечница Ñчитает, что между мужчиной и женщиной должно быть равноправие. Равноправие выражаетÑÑ Ð² том, что она выходит за него замуж, а он делает за неё вÑÑ‘ оÑтальное.
Отличница заводит детей, потому что она женщина, воÑпитывает их - потому, что она мать, и помогает родителÑм, потому что она дочь.
Двоечница заводит детей, потому что интереÑно, какие у них будут рожи, не воÑпитывает их вообще, потому что и так Ñойдет, и помогает родителÑм, потому что иначе они не отÑтанут.
Отличница никогда не пуÑтит Ñвоего мужа на работу в грÑзной рубашке.
Двоечница не Ñчитает нужным проверÑть, надел ли он рубашку вообще.
Отличница Ñкорее удавитÑÑ, чем подаÑÑ‚ Ñемье на ужин ÑоÑиÑки.
Двоечница Ñкорее удавитÑÑ, чем задумаетÑÑ Ð¾Ð± ужине.
Да, а еще отличницы умеют гладить. Бельё. Утюгом. Двоечницы, как правило, Ñчитают, что "чиÑтое" означает "краÑивое", а гладÑÑ‚ чаще вÑего голую кожу. Рукой. Впрочем, Ñто отличницы тоже умеют - когда находÑÑ‚ времÑ, Ñвободное от дел.
Рзато отличница Ñледит за модой, за фигурой, за лишним веÑом и за репутацией Ñемьи.
Рзато двоечница не знает, что Ñлово "оргазмы" ÑущеÑтвует в единÑтвенном чиÑле.
Логично было бы предположить, что межклаÑÑовых браков почти не бывает, но Ñто не так. Двоечники чаÑто любÑÑ‚ отличниц - потому как порÑдок в доме и без вопроÑов ÑÑно, кто у Ð½Ð°Ñ Ð² паре блин творчеÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñть. Отличники порой влюблÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð² двоечниц - потому что Ñтирать ноÑки невелико иÑкуÑÑтво, а вот наÑтолько иÑкренне улыбатьÑÑ, ÑÐ¿Ñ€Ð°ÑˆÐ¸Ð²Ð°Ñ "милый, что у Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° ужин?", умеет далеко не вÑÑкий.
СоздаютÑÑ, безуÑловно, и идеальные пары. Двое отличников, живущие вмеÑте, могут доÑтичь невиданых карьерных выÑот, заработать миллионы, выÑтроить огромный дом и выраÑтить кучу румÑных детей. Рвлюбленные двоечники ÑпоÑобны изобреÑти вечный двигатель, Ñоорудить из него ероплан и улететь куда-нибудь к такой-то матери и вÑеобщему удовлетворению.
Ðо двоим отличникам при Ñтом чаÑто невыноÑимо Ñкучно друг Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼.
Рпара двоечников зараÑтёт грÑзью по уши и умрёт от голода, потому что ни один из них не ÑоглаÑитÑÑ Ð²Ñтать пораньше, чтобы пойти и получить на вечный двигатель патент. Точнее, один ÑоглаÑитÑÑ, но проÑпит. Рвторой пообещает его разбудить, но забудет.
* * *
Ð’Ñ‹ Ñчитаете, Ñ Ð¿Ñ€ÐµÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÑŽ?
Ðу да. Я и Ñама так Ñчитаю.
Ðо попробуйте вÑпомнить, в котором чаÑу вы вчера вÑтавали. И кто при Ñтом лежал Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ Ñ€Ñдом. И что он делал. И что вы о нем подумали.
И почему вы ему Ñтого не Ñказали.