http://www.renema.ru/Info/index.shtml
naxet rchevebi sakmaod amomwuravia
ლაშქრობაში წამსვლელთათვის
Moderators: Kakha, Druides, Nika, Kakha, Druides, Nika, Kakha, Druides, Nika, Kakha, Druides, Nika
ლაშქრობაში წამსვლელთათვის
გიჟს აჰყე, ჭკვიანს დაჰყე!
ლაშქრობაში წამსვლელთათვის
Проблемы безопаÑноÑти в горах
I. ОÑобенноÑти и опаÑноÑти Ð¿Ñ€ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² горах
ОпаÑно Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ð¾, что необычно:
внешние факторы: Ñложный рельеф и быÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ Ñмена климатичеÑких поÑÑов
физиологичеÑкие факторы: большие нагрузки, киÑлородное голодание, иной режим днÑ, изменение в питании и питье
пÑихологичеÑкие факторы: замкнутый коллектив, необходимоÑть безоговорочного довериÑ, куча Ñмоций => возбудимоÑть нервной ÑиÑтемы
Таким образом, необходима адаптациÑ:
физиологичеÑкаÑ: 2-5 дней акклиматизациÑ. Ломает вÑех, но Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¼ поÑледующим Ñезоном проходит вÑе легче и легче. Ðе путать Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ð¾Ð¹ болезнью (Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÑŒ - патологичеÑкие Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² организме). Ð”Ð»Ñ Ð°ÐºÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ первые дни делаютÑÑ Ð½Ðµ очень напрÑженными, чередуютÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑŠÐµÐ¼Ñ‹ Ñо ÑпуÑками (каждый Ñледующий подъем - на большую выÑоту, чем предыдущий - получаетÑÑ "пилообразнаÑ" акклиматизациÑ). Питание можно уменьшить, необходимо по возможноÑти иÑключить жиры, Ñ‚.к. их переваривание требует много киÑлорода.
пÑихологичеÑкаÑ: 10-15 дней проходит активно, далее вÑÑŽ жизнь помаленьку. ОтражаетÑÑ Ð² наборе ÑобÑтвенного опыта. Ð”Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ³Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑихологичеÑкой адаптации необходимо, конечно, доверÑть руководителю и другим учаÑтникам, но также и предÑтавлÑть, где ты ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð½Ð°Ñ…Ð¾Ð´Ð¸ÑˆÑŒÑÑ, куда отÑюда выходить к людÑм и Ñ‚.д., Ñ‚.е. макÑимально обеÑпечить пÑихологичеÑкую комфортноÑть Ñвоего Ð¿Ñ€ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² горах.
Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ð± опаÑноÑтиЛюбые официальные иÑточники информации заведомо неполны, что Ñледует учитывать. Ðто проиÑходит потому что:
ÑтатиÑтика ведетÑÑ Ð½Ð° оÑнове неÑчаÑтных Ñлучаев (далее - ÐС), но не вÑÑÐºÐ°Ñ Ð°Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ð¹Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð½ÐµÑчаÑтным Ñлучаем.
в отчетах умалчиваютÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ проиÑшеÑтвиÑ, в результате чего терÑетÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾ мерах безопаÑноÑти, принÑтых, чтобы ÐС не произошло.
злрнамеренное умалчивание руководителем о неÑчаÑтном Ñлучае, чтобы избежать наказаниÑ
ÐС - нежелательное проиÑшеÑтвие Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð¼, повлекшее за Ñобой временную или полную потерю какого-либо функционального качеÑтва человека.
ÐеÑчаÑтный Ñлучай:
вÑегда непреднамерен и вÑегда нецелеÑообразен
вÑегда неожидан, но почти вÑегда его можно предвидеть
ОпаÑноÑть - фактор, обеÑпечивающий возможноÑть Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñитуации, могущей привеÑти к ÐС.
Причины ÐС можно разделить на две категории:
предварительные - ошибки в предпоходной подготовке
непоÑредÑтвенные - делÑÑ‚ÑÑ Ð½Ð° объективные (ÑложноÑть и опаÑноÑть рельефа и Ñ‚.д.) и Ñубъективные (Ñозданные Ñамим человеком)
II. Предварительные причины ÐС
1. Ðеправильный выбор маршрутаÐеправильно выбранным ÑчитаетÑÑ Ð¼Ð°Ñ€ÑˆÑ€ÑƒÑ‚, который веÑÑŒ, или Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ чаÑть его, не ÑоответÑтвует техничеÑким или физичеÑким возможноÑÑ‚Ñм группы. Ðто ведет к нецелеÑообразному подбору ÑнарÑжениÑ, продуктов питаниÑ, ошибкам в планировании ÑкороÑти передвижениÑ, физичеÑкой и моральной уÑталоÑти учаÑтников.
Подготовка маршрута обÑзательна (по фотографиÑм и отчетам) и ведетÑÑ Ð½Ðµ только руководителем, но и учаÑтниками. Кроме оÑновного варианта готовÑÑ‚ÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñные (незначительные Ð¾Ñ‚ÐºÐ»Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ маршрута на Ñлучай плохой погоды, непридвиденных задержек и Ñ‚.д.) и маршруты аварийного выхода (пути наиÑкорейшего выхода к людÑм из любой точки маршрута).
Перед походом маршрут заÑвлÑетÑÑ Ð² МКК, где умные дÑдьки решают, может ли Ñта гроуппа быть выпущена на Ñтот маршрут и ÑоответÑтвует ли ÑложноÑть маршрута заÑвленной категории.
2. ÐедоÑÑ‚Ð°Ñ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²ÐºÐ° учаÑтниковтехничеÑкаÑ, физичеÑкаÑ
пÑихологичеÑкаÑ
Ð¼Ð°Ñ‚ÐµÑ€Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ (ÑнарÑжение, продукты)
ЕÑли не готов 1 учаÑтник, Ñто Ñтавит под удар вÑÑŽ группу
3. Ðеправильный подбор группыГруппу можно подбирать:
по техничеÑким и физичеÑким возможноÑÑ‚Ñм
по общноÑти Ñпортивных интереÑов
по взаимной Ñимпатии (фактор может оказатьÑÑ Ñ€ÐµÑˆÐ°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¼)
Ðеобходимо еще до похода узнать людей. Без Ñтого не получить удовольÑтвие от похода.
Реально подготовку группы можно проверить только на рельефе в Ñложной, поÑтоÑнно менÑющейÑÑ Ð¾Ð±Ñтановке, где человеку приходитÑÑ ÑчитатьÑÑ Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑвлениÑми, предÑтавлÑющими объективную опаÑноÑть.
ÐžÐ±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть - термин уÑловный. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ðµ ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ноÑÑÑ‚ незавиÑимый от человека характер, люди, оÑновываÑÑÑŒ на опыте поколений и знании природы гор, могут уÑпешно противоÑтоÑть им или, по крайней мере, предвидеть и избегать их.
III. Объективные опаÑноÑти
погода (Ð¿Ð»Ð¾Ñ…Ð°Ñ Ð¸Ð»Ð¸ очень хорошаÑ)
рельеф и его Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ (в Ñ‚.ч. лавины, камнепады и Ñ‚.д.)
раÑтительный и животный мир, антропогенные факторы
Ðепогода - опаÑна тем что Ñоздает:
ограниченную видимоÑть
Ñкользкие Ñклоны
дополнительную возможноÑть камнепадов
переполнение рек
накопление Ñнега => Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ñть Ñхода лавин
опаÑноÑть Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÐµÐ¹
да и проÑто противно
Туман, попадание в облака могут веÑти к потере ориентировки. Ветер может Ñдувать лагерь, людей, уноÑить вещи.
Ð”Ð»Ñ Ð³Ð¾Ñ€ характерно резкое изменение погоды, которое проиÑходит за Ñчет резкой Ñмены атмоÑферных фронтов. ИзвеÑтен Ñлучай, когда группа в хорошую погоду оÑтановилаÑÑŒ на гребне. Ðочью неожиданно поднÑлÑÑ Ñильный ветер и прежде чем группа уÑпела что-либо предпринÑть началаÑÑŒ гроза и в палатку ударила молниÑ. Двое из трех получили ожоги, а третий учаÑтник погиб.
Ð”Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑти при возможной грозе:
не Ñтоит ночевать (оÑтанавливатьÑÑ) на вершинах и гребнÑÑ…
Ñтоит оттащить вÑе "железо" (ледорубы, карабины и Ñ‚.д.) подальше от палатки
ÑтоÑть подальше от Ñтока воды.
Стоит обратить внимание, что еÑли вÑе "железо" Ñложить в одну кучу, то, в Ñлучае Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² него молнии, оно вÑе одновременно может поплавитьÑÑ Ð¸ Ñтать непригодным => желательно разделить железо на неÑколько куч
Ðепогода Ñтрашна Ð´Ð»Ñ Ñлабых групп, на Ñильные группы она дейÑтвует мобилизующе.
Ð¥Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ð° опаÑна:
Ñолнечными и тепловыми дарами
ожогами, Ñнежной Ñлепотой
выÑыханием ÑлизиÑтых оболочек, жаждой, кровотечениÑми из ноÑа
Ðеобходимо:
Ñоблюдать режим Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ питьевой режим (воду пить не чиÑтую, а раÑтворы, можно Ñлегка подÑаливать)
обÑзательны головные уборы, защитные очки, применение Ñолнцезащитного крема
Лавины ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ 29% неÑчаÑтных Ñлучаев в горах
Бывают Ñухие и влажные, рыхлые и плотные.
Пылевые (Ñухие и рыхлые) - имеют огромную ÑкороÑть (до 400 км/ч). Перед пылевой лавиной идет Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð°, Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÑƒÑˆÐ°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð²Ñе, на что натыкаетÑÑ, на огромном раÑÑтоÑнии.
Лавина "ÑÐ½ÐµÐ¶Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñка" (ÑÑƒÑ…Ð°Ñ Ð¸ плотнаÑ) образуетÑÑ Ð¸Ð·-за так называемой "глубинной изморози", ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÑвлÑетÑÑ ÑледÑтвием разноÑти температур у земли и на поверхноÑти Ñнега. "ДоÑки" имеют огромную маÑÑу. При движении по доÑкам ÑоздаетÑÑ Ð¸Ð»Ð»ÑŽÐ·Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð½Ð¾Ñти (Ñнаружи - прочный фирн, а ненадежный Ñлой глубинной изморози находитÑÑ Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¾). Образование Ñнежных доÑок не ÑвÑзано Ñо Ñнегопадами.
Влажные лавины опаÑны тем, что в момент оÑтановки Ñнег в них ÑпреÑÑовываетÑÑ Ð¸ ÑмерзаетÑÑ.
ЛавиноопаÑными ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñклоны круче 20 градуÑов, а поÑле Ñнегопада 2-3 Ð´Ð½Ñ - круче 5 градуÑов.
Умирают в лавинах от удушениÑ, Ñтраха, переохлаждениÑ. Как правило, Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ человека, попавшего в лавину - неÑколько чаÑов, но бывали Ñлучаи, когда поÑтрадавшие выживали и поÑле Ð½Ð°Ñ…Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² лавине в течение 8 дней. БольшинÑтво предметов, попавших в лавину, находитÑÑ Ð½Ð° глубине не более двух метров, Ñ‚.е. поÑтрадавшего можно было найти, а в чаÑти Ñлучаев он даже мог выкопатьÑÑ ÑамоÑтоÑтельно.
ÐŸÑ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð²Ð¾Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть:
не выходить на лавиноопаÑные Ñклоны, оÑобенно во второй половине днÑ
не подрезать (Ñ‚.е. не нарушать целоÑтноÑть Ñклона, переÑÐµÐºÐ°Ñ ÐµÐ³Ð¾ - движение Ñтрого вверх от ÑƒÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ðº укрытию) и не перегружать Ñклоны (при движении - раÑÑтоÑние между учаÑтниками 15-20 метров)
не Ñтавить лагерь в меÑте, которое может Ñтать лавиноопаÑным
При необходимоÑти пользоватьÑÑ Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ шнурами и/или маÑчками
Камнепады - падение камней Ñо ÑкороÑтью до 200 м/Ñ. Камни при падении ударÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¾ Ñклон и резко менÑÑŽÑ‚ направление движениÑ, чаÑто под большим углом.
Ð’ поÑледнее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡Ð¸Ð»Ð°ÑÑŒ в ÑвÑзи Ñ Ð¾Ñ‚Ñтуплением ледников значительно увеличилаь камнеопаÑноÑть на Кавказе.
ЧаÑто бывает, что падающий камень не видно, а только Ñлышно. Ðа травÑниÑтых Ñклонах его может быть и не Ñлышно!
Причина Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð½ÐµÐ¹ - их вытаивание, вымывание текущей водой и Ñ‚.д., поÑтому камнепады имеют Ñуточную и годовую активноÑть. Ðаиболее безопаÑное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñуток - раннее утро до того как Ñолнце оÑветило Ñклон. Когда Ñклон оÑвещаетÑÑ Ð¸ нагреваетÑÑ Ñолнцем, начинаютÑÑ ÐºÐ°Ð¼Ð½ÐµÐ¿Ð°Ð´Ñ‹. Ð’ течение года Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, как Ñтаивает Ñнег увеличиваетÑÑ Ð¸ опаÑноÑть камнепадов. Ð’ дождь камнепады могут проиÑходить круглоÑуточно.
Следы камнепадов - отколы на Ñкалах, оÑыпные Ñзыки под кулуарами, на Ñнегу - пыль, лежащие камни.
Движение по камнеопаÑным Ñклонам - имеютÑÑ 3 варианта:
По одному, от ÑƒÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ðº укрытию. Ð’Ñ‹Ñтавить Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð² безопаÑном меÑте.
ДвигатьÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ от друга на раÑÑтоÑнии, доÑтаточном, чтобы камень Ñам оÑтановилÑÑ
Плотной группой, чтобы камень, Ñпущенный первым не уÑпел разогнатьÑÑ Ð´Ð¾ поÑледнего
При попадании в камнепад необходимо ÑпрÑтатьÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ Ñтеной, рюкзаком, в трещине.
Ледовые обвалы - крайне непредÑказуемы. Крупные ледовые обвалы могут произойти в любое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñуток и года. Однако ÑтатиÑтика мелких обвалов показывает, что они более вероÑтны во второй половине днÑ.
Горные реки - опаÑны тем что они:
холодные
легко менÑÑŽÑ‚ руÑла и уровень
имеют Ñильное течение, которое Ñмывает переправлÑющихÑÑ Ð¸ катит по дну камни. СущеÑтвенно опаÑны даже ручьи глубиной по колено.
имеют неровное дно
возможны прорывы верхних озер
Так, альпиниÑÑ‚Ñкий лагерь Джайлык был ÑнеÑен Ñелем (потоком воды, камней и грÑзи) поÑле того как ÑлучилÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ€Ñ‹Ð² озера выше по течению.
13% неÑчаÑтных ÑлучаÑÑ… в горах проиÑходит по вине рек.
Меры безопаÑноÑти:
не вÑтавать лагерем в потенциальном руÑле реки, на низких, вероÑтно затоплÑемых берегах
Ñоблюдать оÑторожноÑть при переправе, Ñледить за Ñтраховочной веревкой, коÑнувшиÑÑŒ воды она легко может Ñдернуть переправлÑющегоÑÑ.
ОпаÑные животные:
дикие: не только кабаны, медведи, но и грызуны. Мыши и другие грызуны наиболее опаÑны, Ñ‚.к. переноÑÑÑ‚ заразу вплоть до чумы, жрут заброÑки и ÑнарÑжение.
домашние: лошади, коровы едÑÑ‚ заброÑки, топчут Ð»Ð°Ð³ÐµÑ€Ñ Ð¸ Ñ‚.д. Собаки куÑаютÑÑ, оÑобенно еÑли охранÑÑŽÑ‚ Ñтадо.
ОпаÑные раÑтениÑ:
Ñдовитые на Ñъедение
Ñдовитые на прикоÑновение (например, борщевик)
Люди также могут предÑтавлÑть опаÑноÑть:
у меÑтных жителей как правило Ñвое понÑтие о гоÑтеприимÑтве, не Ñхожее Ñ Ð²Ð°ÑˆÐ¸Ð¼
меÑтных жителей интереÑует чаÑть вашего ÑнарÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ (прежде вÑего - веревки), причем они могут иÑкренне Ñчитать, что им ÑнарÑжение нужно больше чем вам
на Кавказе Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ поÑетить вооруженные "гоÑти" из Грузии Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ грабежа
пограничники могут желать денег или ÑъеÑть вашу заброÑку
СиÑÑ‚ÐµÐ¼Ð°Ñ‚Ð¸Ð·Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ð²Ñе вышеÑказанное, в горах опаÑно вÑе.
Однако Ñтепень опаÑноÑти завиÑит не только от разрушительной Ñилы природных (или антропогенных) факторов, но и от вероÑтноÑти их Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ от возможноÑти их предÑказаниÑ.
Именно умение прогнозировать развитие Ñобытий ÑвлÑетÑÑ Ð³Ð°Ñ€Ð°Ð½Ñ‚Ð¸ÐµÐ¹ безопаÑноÑти как в горах, так и где угодно.
Предвидеть, по возможноÑти избегать, при необходимоÑти дейÑтвовать - Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼ÑƒÐ»Ð° безопаÑноÑти!
Любой путь Ñледует раÑÑматривать одновременно Ñ Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾ÐµÐ¼ÐºÐ¾Ñти и объективной опаÑноÑти. ЧаÑто Ñамый проÑтой путь Ñлишком опаÑен, а единÑтвеный безопаÑный требует Ñлишком много Ñил, времени и ÑнарÑжениÑ.
Чем дольше группа находитÑÑ Ð² опаÑной зоне, тем больше вероÑтноÑть неÑчаÑтного ÑлучаÑ. Таким образом нет очевидного выбора между коротким и очень опаÑным путем и чуть менее опаÑным, но значительно более длинным. Подобные вещи решаютÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ на меÑте, ориентируÑÑÑŒ на возможноÑти конкретной группы.
Ð”Ð»Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑки Ñлабой группы прохождение объективно безопаÑного, но техничеÑки Ñложного учаÑтка может оказатьÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµÐ¹ проблемой, чем более опаÑного, но техничеÑки проÑтого, Ñ‚.к. люди Ñами могут Ñоздать Ñебе дополнительные опаÑноÑти.
Ð›ÑŽÐ±Ð°Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° вольна Ñама выбирать любой из ÑущеÑтвующих вариантов пути, оценивать допуÑтимую Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñтепень риÑка, ориентируÑÑÑŒ на Ñвою техничеÑкую и физичеÑкую подготовку, на цели и задачи похода, на Ñвое материальное обеÑпечение и многое другое.
БезопаÑноÑть - дело тактики, а не техники. Однако не вÑе и не вÑегда могут верно оценить Ñвои возможноÑти и объективную опаÑноÑть задуманного мероприÑтиÑ. Тогда ÐС ÑтановитÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑтвием неверно принÑтого Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ответÑтвенноÑть неÑет конкретный человек (или группа целиком).
IV. Субъективные причины ÐС
1. ТехничеÑкие ошибки как в приемах передвижениÑ, так и в приемах Ñтраховки - обуÑловлены нехваткой знаний, умений, навыков.
Ð’Ñегда проще повеÑить Ñобак на виновных и Ñвалить вину за ошибки на дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñтника, чем разобратьÑÑ Ð² том, что же поÑлужило причиной Ñтой ошибки, не была ли она предопределена. Ð’ большинÑтве Ñлучаев имеет меÑто:
недоÑтаток предпоходной подготовки,
неумение отличать ÑущеÑтвенные признаки опаÑноÑти от неÑущеÑтвенных,
неумение анализировать изменÑющуюÑÑ Ñитуацию на маршруте,
Ñ‚.е. предварительные причины неÑчаÑтных Ñлучаев такие как неправильный выбор маршрута и недоÑÑ‚Ð°Ñ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²ÐºÐ° учаÑтников.
2. ТактичеÑкие ошибки:
неÑоблюдение заÑвленных контрольных Ñроков
Ñамовольное изменение нитки маршрута
поздний выход на маршрут
Как лечить:
не допуÑкать доÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð½ÐµÐ²Ñ€ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñти группы за Ñчет ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑтва ÑнарÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ продуктов
Ñоблюдать контрольные Ñроки и нитку маршрута. Ðто мобилизует учаÑтников и облегчает проведение ÑпаÑработ
не допуÑкать хождение в одиночку и любых неÑанкционированных разделов группы
Ðарушение Ñлементарных требований техники безопаÑноÑти:Бывает, что группа, верно Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть, почему-то Ñчитает, что к ним Ñто не отноÑитÑÑ. Ð’ результате не принимаютÑÑ Ð¼ÐµÑ€Ñ‹ безопаÑноÑти или принимаютÑÑ, но недоÑтаточные - только Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑихологичеÑкой уверенноÑти. "С нами такого произойти не может" и попытка проÑкочить на "авоÑÑŒ".
ИзвеÑтен Ñлучай, когда группа, поднÑвшиÑÑŒ на перевал 1Ð, обÑудила между Ñобой, что путь ÑпуÑка (Ñверху - Ñнежный) не проÑматриваетÑÑ Ð¸, вероÑтно, может предÑтавлÑть опаÑноÑть. ПоÑле Ñтого вÑÑ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° (7 человек) Ñела на коврик и поехала по Ñнегу вниз. Снег вÑкоре кончилÑÑ, они ударилиÑÑŒ о камни, пÑтеро, Ñидевших первыми, разбилиÑÑŒ наÑмерть, оÑтальные двое проехали по их телам, из-за чего удар ÑмÑгчилÑÑ Ð¸ они оÑталиÑÑŒ живы.
3. ВлиÑние неадекватных Ñмоциональных ÑоÑтоÑний
одинаково опаÑны как отрицательные (ÑтреÑÑ, уÑталоÑть, апатиÑ), так и положительные (воодушевление, аффект) Ñмоциональные ÑоÑтоÑниÑ
человек не поддаетÑÑ ÑобÑтвенному контролю, необъективно оценивает Ñвои Ñилы и окружающую обÑтановку
УÑталоÑть:
оÑобенно опаÑна на ÑпуÑках, в конце днÑ, когда кажетÑÑ, что вÑе уже пройдено, а обÑтановка ÑтановитÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ опаÑнее
главное - не поднÑтьÑÑ, а ÑпуÑтитьÑÑ
ÐС на биваках - уÑталоÑть, невнимательноÑть
Меры борьбы - грамотный тактичеÑкий план не уÑтавать!
ЕÑли уÑтали:
разгрузить учаÑтника
попить или поеÑть теплого и Ñладкого
Ñделать долгий привал в хорошем меÑте, дневку внизу
Ñамоконтроль учаÑтников: Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ñкрывать Ñвоего плохого ÑамочувÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¸Ð· ложного чувÑтва гордоÑти!!!
4. Ошибки в подборе, хранении и ÑкÑплуатации ÑнарÑжениÑ
Тратить деньги на безопаÑноÑть выгоднее, чем на похороны.
Движение можно начинать только Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð³Ð½Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ и иÑправным ÑнарÑжением!
Когда веревки намокают, они:
терÑÑŽÑ‚ надежноÑть за Ñчет ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ волокнами веревки (5-10%)
гниют, а на Ñолнце разлагаютÑÑ => Ñушить веревки в тени
карабины, жумары, воÑьмерки проÑкальзывают по мокрым веревкам
мокрые и замерзшие веревки терÑÑŽÑ‚ 30% надежноÑти
некоторые узлы не держат на мокрых и, оÑобенно, замерзших веревках
Узлы на веревках уменьшают их прочноÑть на 40-50%
Веревка, Ð²Ñ‹Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ð²ÑˆÐ°Ñ Ñерьезный рывок, далее ведет ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÐ¿Ñ€ÐµÐ´Ñказуемо, поÑтому Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ñ‡ÑƒÐ¶Ð¸Ð¼, оÑтавленным на маршруте ÑнарÑжением (крючьÑ, петли), во вÑÑком Ñлучае без проверки.
Жумар не ÑвлÑетÑÑ ÑредÑтвом Ñтраховки.
При неправильном иÑпользовании не полноÑтью забитые ÐºÑ€ÑŽÑ‡ÑŒÑ Ð¸ Ð·ÑƒÐ±ÑŒÑ ÐºÐ¾ÑˆÐµÐº могут ломатьÑÑ.
V. Ðварийные Ñитуации
ÐÐ²Ð°Ñ€Ð¸Ð¹Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ‚ из ÑÐ¾Ñ‡ÐµÑ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ñ… и Ñубъективных опаÑноÑтей. Ðапример, камнепады Вам не опаÑны, пока Ð’Ñ‹ далеко от них. Ðеправильно выбранный путь не опаÑен, пока нет объективных опаÑноÑтей. Ðо когда Ð’Ñ‹ неправильно выбрали путь и имеетÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть камнепада...
Внимательный анализ показывает, что оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð° большинÑтва ÐС - неумение правильно оценить обÑтановку, разобратьÑÑ Ð² понÑтиÑÑ… "Ñложно" и "опаÑно", далеко не вÑегда Ñовпадающих.
Отличие туризма от других видов Ñпорта в том, что дейÑтвовать приходитÑÑ Ð² поÑтоÑнно менÑющейÑÑ Ð¾Ð±Ñтановке? Сложно отÑлеживать вÑе факторы, влиÑющие на группу и определить границу опаÑно/безопаÑно. ПоÑтому чаÑто аварии проиÑходÑÑ‚ на отноÑительно неÑложных учаÑтках, когда от уÑталоÑти или легкомыÑÐ»Ð¸Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° пренебрегает Ñтраховкой и оÑновными правилами ТБ.
Ðварийной Ñледует Ñчитать любую Ñитуацию, когда группа идет на пределе Ñвоих возможноÑтей, не Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñа Ñил и времени Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ возможном оÑложнении Ñитуации.
ÐÐ²Ð°Ñ€Ð¸Ð¹Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ не привеÑти к ÐС, тогда на нее чаÑто не обращают вниманиÑ, что чревато... Ðужно учитÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÑ‚ÑŒ и оÑмыÑливать ÐС, оÑобенно еÑли они прошли благополучно, запоминать, какие меры были принÑты, чтобы избежать ÐС.
Формула безопаÑноÑти - предвидеть, по возможноÑти избегать, при необходимоÑти дейÑтвовать.
ДейÑтвовать необходимо до того, как ÐС произошел. ВероÑтноÑть проиÑшеÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ñнизить, еÑли адекватно реагировать на изменение обÑтановки, заранее принÑть меры к преодолению оÑложнений и возможных трудноÑтей, иметь и уметь иÑпользовать необходимое Ñтраховочное ÑнарÑжение.
VI. Страховка
ОÑущеÑтвлÑетÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ оÑновной веревки и Ñтраховочной ÑиÑтемы. Задержание проиÑходит за Ñчет Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐµÑ€ÐµÐ²ÐºÐ¸ о какой-либо предмет (карабин, выÑтуп, человечеÑкое тело)
ОрганизуетÑÑ Ñ‚Ð°Ð¼, где еÑть Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть Ñрыва и нет возможноÑти ÑамозадержаниÑ, Ñ‚.е. на любых Ñклонах круче 20 градуÑов, в том чиÑле и на Ñнежных, еÑли они оканчиваютÑÑ Ñнизу ледовыми или Ñкальными ÑброÑами. Также Ñтраховку организуют, когда Ñклон не опаÑен, но Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ один учаÑтник Ñтого проÑит.
Принципы организации Ñтраховки одинаковы на любом рельефе, различаетÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ ÑпоÑоб организации точек Ñтраховки.
ОÑновные Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ организации ÑтраховкÐ
I. ОÑобенноÑти и опаÑноÑти Ð¿Ñ€ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² горах
ОпаÑно Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ð¾, что необычно:
внешние факторы: Ñложный рельеф и быÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ Ñмена климатичеÑких поÑÑов
физиологичеÑкие факторы: большие нагрузки, киÑлородное голодание, иной режим днÑ, изменение в питании и питье
пÑихологичеÑкие факторы: замкнутый коллектив, необходимоÑть безоговорочного довериÑ, куча Ñмоций => возбудимоÑть нервной ÑиÑтемы
Таким образом, необходима адаптациÑ:
физиологичеÑкаÑ: 2-5 дней акклиматизациÑ. Ломает вÑех, но Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¼ поÑледующим Ñезоном проходит вÑе легче и легче. Ðе путать Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ð¾Ð¹ болезнью (Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÑŒ - патологичеÑкие Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² организме). Ð”Ð»Ñ Ð°ÐºÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ первые дни делаютÑÑ Ð½Ðµ очень напрÑженными, чередуютÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑŠÐµÐ¼Ñ‹ Ñо ÑпуÑками (каждый Ñледующий подъем - на большую выÑоту, чем предыдущий - получаетÑÑ "пилообразнаÑ" акклиматизациÑ). Питание можно уменьшить, необходимо по возможноÑти иÑключить жиры, Ñ‚.к. их переваривание требует много киÑлорода.
пÑихологичеÑкаÑ: 10-15 дней проходит активно, далее вÑÑŽ жизнь помаленьку. ОтражаетÑÑ Ð² наборе ÑобÑтвенного опыта. Ð”Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ³Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑихологичеÑкой адаптации необходимо, конечно, доверÑть руководителю и другим учаÑтникам, но также и предÑтавлÑть, где ты ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð½Ð°Ñ…Ð¾Ð´Ð¸ÑˆÑŒÑÑ, куда отÑюда выходить к людÑм и Ñ‚.д., Ñ‚.е. макÑимально обеÑпечить пÑихологичеÑкую комфортноÑть Ñвоего Ð¿Ñ€ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² горах.
Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ð± опаÑноÑтиЛюбые официальные иÑточники информации заведомо неполны, что Ñледует учитывать. Ðто проиÑходит потому что:
ÑтатиÑтика ведетÑÑ Ð½Ð° оÑнове неÑчаÑтных Ñлучаев (далее - ÐС), но не вÑÑÐºÐ°Ñ Ð°Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ð¹Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð½ÐµÑчаÑтным Ñлучаем.
в отчетах умалчиваютÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ проиÑшеÑтвиÑ, в результате чего терÑетÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾ мерах безопаÑноÑти, принÑтых, чтобы ÐС не произошло.
злрнамеренное умалчивание руководителем о неÑчаÑтном Ñлучае, чтобы избежать наказаниÑ
ÐС - нежелательное проиÑшеÑтвие Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð¼, повлекшее за Ñобой временную или полную потерю какого-либо функционального качеÑтва человека.
ÐеÑчаÑтный Ñлучай:
вÑегда непреднамерен и вÑегда нецелеÑообразен
вÑегда неожидан, но почти вÑегда его можно предвидеть
ОпаÑноÑть - фактор, обеÑпечивающий возможноÑть Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñитуации, могущей привеÑти к ÐС.
Причины ÐС можно разделить на две категории:
предварительные - ошибки в предпоходной подготовке
непоÑредÑтвенные - делÑÑ‚ÑÑ Ð½Ð° объективные (ÑложноÑть и опаÑноÑть рельефа и Ñ‚.д.) и Ñубъективные (Ñозданные Ñамим человеком)
II. Предварительные причины ÐС
1. Ðеправильный выбор маршрутаÐеправильно выбранным ÑчитаетÑÑ Ð¼Ð°Ñ€ÑˆÑ€ÑƒÑ‚, который веÑÑŒ, или Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ чаÑть его, не ÑоответÑтвует техничеÑким или физичеÑким возможноÑÑ‚Ñм группы. Ðто ведет к нецелеÑообразному подбору ÑнарÑжениÑ, продуктов питаниÑ, ошибкам в планировании ÑкороÑти передвижениÑ, физичеÑкой и моральной уÑталоÑти учаÑтников.
Подготовка маршрута обÑзательна (по фотографиÑм и отчетам) и ведетÑÑ Ð½Ðµ только руководителем, но и учаÑтниками. Кроме оÑновного варианта готовÑÑ‚ÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñные (незначительные Ð¾Ñ‚ÐºÐ»Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ маршрута на Ñлучай плохой погоды, непридвиденных задержек и Ñ‚.д.) и маршруты аварийного выхода (пути наиÑкорейшего выхода к людÑм из любой точки маршрута).
Перед походом маршрут заÑвлÑетÑÑ Ð² МКК, где умные дÑдьки решают, может ли Ñта гроуппа быть выпущена на Ñтот маршрут и ÑоответÑтвует ли ÑложноÑть маршрута заÑвленной категории.
2. ÐедоÑÑ‚Ð°Ñ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²ÐºÐ° учаÑтниковтехничеÑкаÑ, физичеÑкаÑ
пÑихологичеÑкаÑ
Ð¼Ð°Ñ‚ÐµÑ€Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ (ÑнарÑжение, продукты)
ЕÑли не готов 1 учаÑтник, Ñто Ñтавит под удар вÑÑŽ группу
3. Ðеправильный подбор группыГруппу можно подбирать:
по техничеÑким и физичеÑким возможноÑÑ‚Ñм
по общноÑти Ñпортивных интереÑов
по взаимной Ñимпатии (фактор может оказатьÑÑ Ñ€ÐµÑˆÐ°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¼)
Ðеобходимо еще до похода узнать людей. Без Ñтого не получить удовольÑтвие от похода.
Реально подготовку группы можно проверить только на рельефе в Ñложной, поÑтоÑнно менÑющейÑÑ Ð¾Ð±Ñтановке, где человеку приходитÑÑ ÑчитатьÑÑ Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑвлениÑми, предÑтавлÑющими объективную опаÑноÑть.
ÐžÐ±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть - термин уÑловный. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ðµ ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ноÑÑÑ‚ незавиÑимый от человека характер, люди, оÑновываÑÑÑŒ на опыте поколений и знании природы гор, могут уÑпешно противоÑтоÑть им или, по крайней мере, предвидеть и избегать их.
III. Объективные опаÑноÑти
погода (Ð¿Ð»Ð¾Ñ…Ð°Ñ Ð¸Ð»Ð¸ очень хорошаÑ)
рельеф и его Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ (в Ñ‚.ч. лавины, камнепады и Ñ‚.д.)
раÑтительный и животный мир, антропогенные факторы
Ðепогода - опаÑна тем что Ñоздает:
ограниченную видимоÑть
Ñкользкие Ñклоны
дополнительную возможноÑть камнепадов
переполнение рек
накопление Ñнега => Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ñть Ñхода лавин
опаÑноÑть Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÐµÐ¹
да и проÑто противно
Туман, попадание в облака могут веÑти к потере ориентировки. Ветер может Ñдувать лагерь, людей, уноÑить вещи.
Ð”Ð»Ñ Ð³Ð¾Ñ€ характерно резкое изменение погоды, которое проиÑходит за Ñчет резкой Ñмены атмоÑферных фронтов. ИзвеÑтен Ñлучай, когда группа в хорошую погоду оÑтановилаÑÑŒ на гребне. Ðочью неожиданно поднÑлÑÑ Ñильный ветер и прежде чем группа уÑпела что-либо предпринÑть началаÑÑŒ гроза и в палатку ударила молниÑ. Двое из трех получили ожоги, а третий учаÑтник погиб.
Ð”Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑÐ¿ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑти при возможной грозе:
не Ñтоит ночевать (оÑтанавливатьÑÑ) на вершинах и гребнÑÑ…
Ñтоит оттащить вÑе "железо" (ледорубы, карабины и Ñ‚.д.) подальше от палатки
ÑтоÑть подальше от Ñтока воды.
Стоит обратить внимание, что еÑли вÑе "железо" Ñложить в одну кучу, то, в Ñлучае Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² него молнии, оно вÑе одновременно может поплавитьÑÑ Ð¸ Ñтать непригодным => желательно разделить железо на неÑколько куч
Ðепогода Ñтрашна Ð´Ð»Ñ Ñлабых групп, на Ñильные группы она дейÑтвует мобилизующе.
Ð¥Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ð° опаÑна:
Ñолнечными и тепловыми дарами
ожогами, Ñнежной Ñлепотой
выÑыханием ÑлизиÑтых оболочек, жаждой, кровотечениÑми из ноÑа
Ðеобходимо:
Ñоблюдать режим Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ питьевой режим (воду пить не чиÑтую, а раÑтворы, можно Ñлегка подÑаливать)
обÑзательны головные уборы, защитные очки, применение Ñолнцезащитного крема
Лавины ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ 29% неÑчаÑтных Ñлучаев в горах
Бывают Ñухие и влажные, рыхлые и плотные.
Пылевые (Ñухие и рыхлые) - имеют огромную ÑкороÑть (до 400 км/ч). Перед пылевой лавиной идет Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð°, Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÑƒÑˆÐ°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð²Ñе, на что натыкаетÑÑ, на огромном раÑÑтоÑнии.
Лавина "ÑÐ½ÐµÐ¶Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñка" (ÑÑƒÑ…Ð°Ñ Ð¸ плотнаÑ) образуетÑÑ Ð¸Ð·-за так называемой "глубинной изморози", ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÑвлÑетÑÑ ÑледÑтвием разноÑти температур у земли и на поверхноÑти Ñнега. "ДоÑки" имеют огромную маÑÑу. При движении по доÑкам ÑоздаетÑÑ Ð¸Ð»Ð»ÑŽÐ·Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð½Ð¾Ñти (Ñнаружи - прочный фирн, а ненадежный Ñлой глубинной изморози находитÑÑ Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¾). Образование Ñнежных доÑок не ÑвÑзано Ñо Ñнегопадами.
Влажные лавины опаÑны тем, что в момент оÑтановки Ñнег в них ÑпреÑÑовываетÑÑ Ð¸ ÑмерзаетÑÑ.
ЛавиноопаÑными ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñклоны круче 20 градуÑов, а поÑле Ñнегопада 2-3 Ð´Ð½Ñ - круче 5 градуÑов.
Умирают в лавинах от удушениÑ, Ñтраха, переохлаждениÑ. Как правило, Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ человека, попавшего в лавину - неÑколько чаÑов, но бывали Ñлучаи, когда поÑтрадавшие выживали и поÑле Ð½Ð°Ñ…Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² лавине в течение 8 дней. БольшинÑтво предметов, попавших в лавину, находитÑÑ Ð½Ð° глубине не более двух метров, Ñ‚.е. поÑтрадавшего можно было найти, а в чаÑти Ñлучаев он даже мог выкопатьÑÑ ÑамоÑтоÑтельно.
ÐŸÑ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð²Ð¾Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть:
не выходить на лавиноопаÑные Ñклоны, оÑобенно во второй половине днÑ
не подрезать (Ñ‚.е. не нарушать целоÑтноÑть Ñклона, переÑÐµÐºÐ°Ñ ÐµÐ³Ð¾ - движение Ñтрого вверх от ÑƒÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ðº укрытию) и не перегружать Ñклоны (при движении - раÑÑтоÑние между учаÑтниками 15-20 метров)
не Ñтавить лагерь в меÑте, которое может Ñтать лавиноопаÑным
При необходимоÑти пользоватьÑÑ Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ шнурами и/или маÑчками
Камнепады - падение камней Ñо ÑкороÑтью до 200 м/Ñ. Камни при падении ударÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¾ Ñклон и резко менÑÑŽÑ‚ направление движениÑ, чаÑто под большим углом.
Ð’ поÑледнее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡Ð¸Ð»Ð°ÑÑŒ в ÑвÑзи Ñ Ð¾Ñ‚Ñтуплением ледников значительно увеличилаь камнеопаÑноÑть на Кавказе.
ЧаÑто бывает, что падающий камень не видно, а только Ñлышно. Ðа травÑниÑтых Ñклонах его может быть и не Ñлышно!
Причина Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð½ÐµÐ¹ - их вытаивание, вымывание текущей водой и Ñ‚.д., поÑтому камнепады имеют Ñуточную и годовую активноÑть. Ðаиболее безопаÑное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñуток - раннее утро до того как Ñолнце оÑветило Ñклон. Когда Ñклон оÑвещаетÑÑ Ð¸ нагреваетÑÑ Ñолнцем, начинаютÑÑ ÐºÐ°Ð¼Ð½ÐµÐ¿Ð°Ð´Ñ‹. Ð’ течение года Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, как Ñтаивает Ñнег увеличиваетÑÑ Ð¸ опаÑноÑть камнепадов. Ð’ дождь камнепады могут проиÑходить круглоÑуточно.
Следы камнепадов - отколы на Ñкалах, оÑыпные Ñзыки под кулуарами, на Ñнегу - пыль, лежащие камни.
Движение по камнеопаÑным Ñклонам - имеютÑÑ 3 варианта:
По одному, от ÑƒÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ðº укрытию. Ð’Ñ‹Ñтавить Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð² безопаÑном меÑте.
ДвигатьÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³ от друга на раÑÑтоÑнии, доÑтаточном, чтобы камень Ñам оÑтановилÑÑ
Плотной группой, чтобы камень, Ñпущенный первым не уÑпел разогнатьÑÑ Ð´Ð¾ поÑледнего
При попадании в камнепад необходимо ÑпрÑтатьÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ Ñтеной, рюкзаком, в трещине.
Ледовые обвалы - крайне непредÑказуемы. Крупные ледовые обвалы могут произойти в любое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñуток и года. Однако ÑтатиÑтика мелких обвалов показывает, что они более вероÑтны во второй половине днÑ.
Горные реки - опаÑны тем что они:
холодные
легко менÑÑŽÑ‚ руÑла и уровень
имеют Ñильное течение, которое Ñмывает переправлÑющихÑÑ Ð¸ катит по дну камни. СущеÑтвенно опаÑны даже ручьи глубиной по колено.
имеют неровное дно
возможны прорывы верхних озер
Так, альпиниÑÑ‚Ñкий лагерь Джайлык был ÑнеÑен Ñелем (потоком воды, камней и грÑзи) поÑле того как ÑлучилÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ€Ñ‹Ð² озера выше по течению.
13% неÑчаÑтных ÑлучаÑÑ… в горах проиÑходит по вине рек.
Меры безопаÑноÑти:
не вÑтавать лагерем в потенциальном руÑле реки, на низких, вероÑтно затоплÑемых берегах
Ñоблюдать оÑторожноÑть при переправе, Ñледить за Ñтраховочной веревкой, коÑнувшиÑÑŒ воды она легко может Ñдернуть переправлÑющегоÑÑ.
ОпаÑные животные:
дикие: не только кабаны, медведи, но и грызуны. Мыши и другие грызуны наиболее опаÑны, Ñ‚.к. переноÑÑÑ‚ заразу вплоть до чумы, жрут заброÑки и ÑнарÑжение.
домашние: лошади, коровы едÑÑ‚ заброÑки, топчут Ð»Ð°Ð³ÐµÑ€Ñ Ð¸ Ñ‚.д. Собаки куÑаютÑÑ, оÑобенно еÑли охранÑÑŽÑ‚ Ñтадо.
ОпаÑные раÑтениÑ:
Ñдовитые на Ñъедение
Ñдовитые на прикоÑновение (например, борщевик)
Люди также могут предÑтавлÑть опаÑноÑть:
у меÑтных жителей как правило Ñвое понÑтие о гоÑтеприимÑтве, не Ñхожее Ñ Ð²Ð°ÑˆÐ¸Ð¼
меÑтных жителей интереÑует чаÑть вашего ÑнарÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ (прежде вÑего - веревки), причем они могут иÑкренне Ñчитать, что им ÑнарÑжение нужно больше чем вам
на Кавказе Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ поÑетить вооруженные "гоÑти" из Грузии Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ грабежа
пограничники могут желать денег или ÑъеÑть вашу заброÑку
СиÑÑ‚ÐµÐ¼Ð°Ñ‚Ð¸Ð·Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ð²Ñе вышеÑказанное, в горах опаÑно вÑе.
Однако Ñтепень опаÑноÑти завиÑит не только от разрушительной Ñилы природных (или антропогенных) факторов, но и от вероÑтноÑти их Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ от возможноÑти их предÑказаниÑ.
Именно умение прогнозировать развитие Ñобытий ÑвлÑетÑÑ Ð³Ð°Ñ€Ð°Ð½Ñ‚Ð¸ÐµÐ¹ безопаÑноÑти как в горах, так и где угодно.
Предвидеть, по возможноÑти избегать, при необходимоÑти дейÑтвовать - Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼ÑƒÐ»Ð° безопаÑноÑти!
Любой путь Ñледует раÑÑматривать одновременно Ñ Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð¾ÐµÐ¼ÐºÐ¾Ñти и объективной опаÑноÑти. ЧаÑто Ñамый проÑтой путь Ñлишком опаÑен, а единÑтвеный безопаÑный требует Ñлишком много Ñил, времени и ÑнарÑжениÑ.
Чем дольше группа находитÑÑ Ð² опаÑной зоне, тем больше вероÑтноÑть неÑчаÑтного ÑлучаÑ. Таким образом нет очевидного выбора между коротким и очень опаÑным путем и чуть менее опаÑным, но значительно более длинным. Подобные вещи решаютÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ на меÑте, ориентируÑÑÑŒ на возможноÑти конкретной группы.
Ð”Ð»Ñ Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑки Ñлабой группы прохождение объективно безопаÑного, но техничеÑки Ñложного учаÑтка может оказатьÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµÐ¹ проблемой, чем более опаÑного, но техничеÑки проÑтого, Ñ‚.к. люди Ñами могут Ñоздать Ñебе дополнительные опаÑноÑти.
Ð›ÑŽÐ±Ð°Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° вольна Ñама выбирать любой из ÑущеÑтвующих вариантов пути, оценивать допуÑтимую Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñтепень риÑка, ориентируÑÑÑŒ на Ñвою техничеÑкую и физичеÑкую подготовку, на цели и задачи похода, на Ñвое материальное обеÑпечение и многое другое.
БезопаÑноÑть - дело тактики, а не техники. Однако не вÑе и не вÑегда могут верно оценить Ñвои возможноÑти и объективную опаÑноÑть задуманного мероприÑтиÑ. Тогда ÐС ÑтановитÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑтвием неверно принÑтого Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ответÑтвенноÑть неÑет конкретный человек (или группа целиком).
IV. Субъективные причины ÐС
1. ТехничеÑкие ошибки как в приемах передвижениÑ, так и в приемах Ñтраховки - обуÑловлены нехваткой знаний, умений, навыков.
Ð’Ñегда проще повеÑить Ñобак на виновных и Ñвалить вину за ошибки на дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñтника, чем разобратьÑÑ Ð² том, что же поÑлужило причиной Ñтой ошибки, не была ли она предопределена. Ð’ большинÑтве Ñлучаев имеет меÑто:
недоÑтаток предпоходной подготовки,
неумение отличать ÑущеÑтвенные признаки опаÑноÑти от неÑущеÑтвенных,
неумение анализировать изменÑющуюÑÑ Ñитуацию на маршруте,
Ñ‚.е. предварительные причины неÑчаÑтных Ñлучаев такие как неправильный выбор маршрута и недоÑÑ‚Ð°Ñ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²ÐºÐ° учаÑтников.
2. ТактичеÑкие ошибки:
неÑоблюдение заÑвленных контрольных Ñроков
Ñамовольное изменение нитки маршрута
поздний выход на маршрут
Как лечить:
не допуÑкать доÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð½ÐµÐ²Ñ€ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñти группы за Ñчет ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑтва ÑнарÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ продуктов
Ñоблюдать контрольные Ñроки и нитку маршрута. Ðто мобилизует учаÑтников и облегчает проведение ÑпаÑработ
не допуÑкать хождение в одиночку и любых неÑанкционированных разделов группы
Ðарушение Ñлементарных требований техники безопаÑноÑти:Бывает, что группа, верно Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть, почему-то Ñчитает, что к ним Ñто не отноÑитÑÑ. Ð’ результате не принимаютÑÑ Ð¼ÐµÑ€Ñ‹ безопаÑноÑти или принимаютÑÑ, но недоÑтаточные - только Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑихологичеÑкой уверенноÑти. "С нами такого произойти не может" и попытка проÑкочить на "авоÑÑŒ".
ИзвеÑтен Ñлучай, когда группа, поднÑвшиÑÑŒ на перевал 1Ð, обÑудила между Ñобой, что путь ÑпуÑка (Ñверху - Ñнежный) не проÑматриваетÑÑ Ð¸, вероÑтно, может предÑтавлÑть опаÑноÑть. ПоÑле Ñтого вÑÑ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° (7 человек) Ñела на коврик и поехала по Ñнегу вниз. Снег вÑкоре кончилÑÑ, они ударилиÑÑŒ о камни, пÑтеро, Ñидевших первыми, разбилиÑÑŒ наÑмерть, оÑтальные двое проехали по их телам, из-за чего удар ÑмÑгчилÑÑ Ð¸ они оÑталиÑÑŒ живы.
3. ВлиÑние неадекватных Ñмоциональных ÑоÑтоÑний
одинаково опаÑны как отрицательные (ÑтреÑÑ, уÑталоÑть, апатиÑ), так и положительные (воодушевление, аффект) Ñмоциональные ÑоÑтоÑниÑ
человек не поддаетÑÑ ÑобÑтвенному контролю, необъективно оценивает Ñвои Ñилы и окружающую обÑтановку
УÑталоÑть:
оÑобенно опаÑна на ÑпуÑках, в конце днÑ, когда кажетÑÑ, что вÑе уже пройдено, а обÑтановка ÑтановитÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ опаÑнее
главное - не поднÑтьÑÑ, а ÑпуÑтитьÑÑ
ÐС на биваках - уÑталоÑть, невнимательноÑть
Меры борьбы - грамотный тактичеÑкий план не уÑтавать!
ЕÑли уÑтали:
разгрузить учаÑтника
попить или поеÑть теплого и Ñладкого
Ñделать долгий привал в хорошем меÑте, дневку внизу
Ñамоконтроль учаÑтников: Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ñкрывать Ñвоего плохого ÑамочувÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¸Ð· ложного чувÑтва гордоÑти!!!
4. Ошибки в подборе, хранении и ÑкÑплуатации ÑнарÑжениÑ
Тратить деньги на безопаÑноÑть выгоднее, чем на похороны.
Движение можно начинать только Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð³Ð½Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ и иÑправным ÑнарÑжением!
Когда веревки намокают, они:
терÑÑŽÑ‚ надежноÑть за Ñчет ÑƒÐ¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ волокнами веревки (5-10%)
гниют, а на Ñолнце разлагаютÑÑ => Ñушить веревки в тени
карабины, жумары, воÑьмерки проÑкальзывают по мокрым веревкам
мокрые и замерзшие веревки терÑÑŽÑ‚ 30% надежноÑти
некоторые узлы не держат на мокрых и, оÑобенно, замерзших веревках
Узлы на веревках уменьшают их прочноÑть на 40-50%
Веревка, Ð²Ñ‹Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ð²ÑˆÐ°Ñ Ñерьезный рывок, далее ведет ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÐ¿Ñ€ÐµÐ´Ñказуемо, поÑтому Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ñ‡ÑƒÐ¶Ð¸Ð¼, оÑтавленным на маршруте ÑнарÑжением (крючьÑ, петли), во вÑÑком Ñлучае без проверки.
Жумар не ÑвлÑетÑÑ ÑредÑтвом Ñтраховки.
При неправильном иÑпользовании не полноÑтью забитые ÐºÑ€ÑŽÑ‡ÑŒÑ Ð¸ Ð·ÑƒÐ±ÑŒÑ ÐºÐ¾ÑˆÐµÐº могут ломатьÑÑ.
V. Ðварийные Ñитуации
ÐÐ²Ð°Ñ€Ð¸Ð¹Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ‚ из ÑÐ¾Ñ‡ÐµÑ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ñ… и Ñубъективных опаÑноÑтей. Ðапример, камнепады Вам не опаÑны, пока Ð’Ñ‹ далеко от них. Ðеправильно выбранный путь не опаÑен, пока нет объективных опаÑноÑтей. Ðо когда Ð’Ñ‹ неправильно выбрали путь и имеетÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть камнепада...
Внимательный анализ показывает, что оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð° большинÑтва ÐС - неумение правильно оценить обÑтановку, разобратьÑÑ Ð² понÑтиÑÑ… "Ñложно" и "опаÑно", далеко не вÑегда Ñовпадающих.
Отличие туризма от других видов Ñпорта в том, что дейÑтвовать приходитÑÑ Ð² поÑтоÑнно менÑющейÑÑ Ð¾Ð±Ñтановке? Сложно отÑлеживать вÑе факторы, влиÑющие на группу и определить границу опаÑно/безопаÑно. ПоÑтому чаÑто аварии проиÑходÑÑ‚ на отноÑительно неÑложных учаÑтках, когда от уÑталоÑти или легкомыÑÐ»Ð¸Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° пренебрегает Ñтраховкой и оÑновными правилами ТБ.
Ðварийной Ñледует Ñчитать любую Ñитуацию, когда группа идет на пределе Ñвоих возможноÑтей, не Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñа Ñил и времени Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ возможном оÑложнении Ñитуации.
ÐÐ²Ð°Ñ€Ð¸Ð¹Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ не привеÑти к ÐС, тогда на нее чаÑто не обращают вниманиÑ, что чревато... Ðужно учитÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÑ‚ÑŒ и оÑмыÑливать ÐС, оÑобенно еÑли они прошли благополучно, запоминать, какие меры были принÑты, чтобы избежать ÐС.
Формула безопаÑноÑти - предвидеть, по возможноÑти избегать, при необходимоÑти дейÑтвовать.
ДейÑтвовать необходимо до того, как ÐС произошел. ВероÑтноÑть проиÑшеÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ñнизить, еÑли адекватно реагировать на изменение обÑтановки, заранее принÑть меры к преодолению оÑложнений и возможных трудноÑтей, иметь и уметь иÑпользовать необходимое Ñтраховочное ÑнарÑжение.
VI. Страховка
ОÑущеÑтвлÑетÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ оÑновной веревки и Ñтраховочной ÑиÑтемы. Задержание проиÑходит за Ñчет Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐµÑ€ÐµÐ²ÐºÐ¸ о какой-либо предмет (карабин, выÑтуп, человечеÑкое тело)
ОрганизуетÑÑ Ñ‚Ð°Ð¼, где еÑть Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑть Ñрыва и нет возможноÑти ÑамозадержаниÑ, Ñ‚.е. на любых Ñклонах круче 20 градуÑов, в том чиÑле и на Ñнежных, еÑли они оканчиваютÑÑ Ñнизу ледовыми или Ñкальными ÑброÑами. Также Ñтраховку организуют, когда Ñклон не опаÑен, но Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ один учаÑтник Ñтого проÑит.
Принципы организации Ñтраховки одинаковы на любом рельефе, различаетÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ ÑпоÑоб организации точек Ñтраховки.
ОÑновные Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ организации ÑтраховкÐ